Программа, на которой учат управлять государством во благо человека и общества
Подготовка новой управленческой элиты, только самые полезные учебные курсы, английский язык на уровне языковых вузов, социальная сеть выпускников — все это образовательная программа НИУ ВШЭ «Государственное и муниципальное управление». Расскажем об ее особенностях подробнее.
1. Новая модель образовательной программы ГМУ.
Как национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики обладает правом разрабатывать и утверждать собственные оригинальные образовательные стандарты. Программа ГМУ воспользовалась такой возможностью и усилила одновременно и фундаментальность подготовки, и ее практическую ориентацию.
Все учебные дисциплины программы выстроены в единую логическую цепочку, в которой нет непрофильных, избыточных или устаревших курсов. Содержание каждой учебной дисциплины проходит весьма тщательную комплексную экспертизу.
Еще одно конкурентное преимущество образовательной программы ГМУ — высокий уровень экономическо-математической подготовки.
2. Подготовка новой управленческой элиты вместо «чинуш» и клерков-автоматов.
Программа ГМУ не предназначена для воспроизводства армии функционеров (тех, для кого «главное, чтобы костюмчик сидел»). Здесь студентов учат: «Управляй государством и взаимодействуй с ним во благо человека и общества, а также неси за это всю полноту ответственности!».
Студенты узнают не только как устроен государственный аппарат, как работает экономика и как действуют законы, но и что может сделать бизнес (в том числе посредством государственно-частного партнерства и легального лоббизма) и гражданское общество (с помощью НКО и непосредственной демократии), чтобы добиться удовлетворения своих законных интересов «здесь и сейчас».
3. Тщательный подбор преподавателей для ведения курсов.
В департаменте ГМУ на 11 кафедрах работают доктора и кандидаты наук, обладатели PhD степеней ведущих зарубежных вузов, выдающиеся практики. Одновременно программа располагает ресурсами «большого» факультета социальных наук. Каждая дисциплина, в том числе из т.н. профессионального цикла, преподается специалистами соответствующих департаментов: социология — профессиональными социологами, политология — лучшими политологами, психология — ведущими специалистами-психологами и т.п.
Мы также гарантируем, что макроэкономику студентам будет читать ведущий профессор с экономического факультета.
Система конкурса профессорско-преподавательского состава ежегодно отсекает от образовательного процесса «подбитых летчиков» и «паразитирующих на своих былых заслугах» преподавателей.
4. Возможность выбора специализации: «финансовый менеджмент в публичном секторе» и «социально-экономическая политика и управление».
Эти специализации максимально адекватно отражают потребности рынка труда и являются наиболее содержательно понятными и узнаваемыми для работодателя.
В рамках бакалавриата складываютсяпять «профилей» выпускников:федеральный управленец, региональный (муниципальный) служащий, финансовый менеджер для бюджетного сектора, специалист для НКО, ученый-исследователь.
5. Фундаментальная языковая подготовка.
Английский язык на программе изучается все четыре года (в объеме и с качеством языкового вуза).
В 2014 году второкурсники бакалавриата ГМУ сдали экзамен International English Language Testing System в среднем на семь баллов (по девятибалльной шкале) — это лучший результат среди программ ГМУ наших вузов-конкурентов.
Ряд важных прикладных учебных дисциплин преподается на английском языке. Это позволяет выпускникам трудоустраиваться в наднациональные органы и международные организации как регионального, так и глобального масштаба.
Более 10% лучших в рейтинге студентов получают возможность со второго курса бесплатно изучать второй иностранный язык (немецкий или французский). Кроме того, в Вышке предлагается изучать редкие языки в рамках программ дополнительного профессионального образования.
6. Практикоориентированная и экспертно-аналитическая работа студентов.
За четыре года обучения студенты учатся поиску информации, ее сбору и первичной обработке, формированию и ведению баз данных, применению статистических, социологических и других эмпирических и иных методов и приемов исследования, а также обработке и презентации результатов исследования, разработке и реализации различных проектов. Это становится возможным благодаря различным формам обучения, принятым на программе.
Научно-исследовательские семинары знакомят студентов с первичными навыками исследования, приемами работ с текстами и поиском научной информации, со стандартами оформления своих работ и академического письма, а также с дизайном исследования — выдвижением гипотезы, её обоснованием и аргументацией.
Учебная практика нацелена на развитие управленческих навыков и формирование карьерной траектории. В настоящее время заключены соглашения об организации практики с такими работодателями, как Государственная Дума РФ, Минфин России, Минтруд России, Минэкономразвития России, Минрегион России, ФФОМС, Правительство Москвы и многими другими.
Образование за пределами аудитории: студенты программы учатся не только за партами, но и выходят «в поле»: это и выезды в другие города, где студенты анализируют местные управленческие решения, и экскурсионные посещения органов власти, например, палат Федерального Собрания РФ с возможностью понаблюдать за ходом пленарного заседания, пообщаться с депутатами и многие другие возможности
Проектная деятельность, по-настоящему пионерская для нашего отечественно образования: партнеры программы уже на этапе обучения привлекают наших студентов к участию в решении конкретных общественно значимых социально-экономических проблем. Таким образом, в отличие от традиционных форм практики проекты изначально исключают рутину и предполагают созидание общественного блага — осязаемый управленческий значимый результат.
Кроме того, студенты сочетают учебу с активным участием в научных исследованиях, семинарах и конференциях, в работе исследовательских лабораторий, публикациями в научных журналах и сборниках научных трудов (нередко на профессиональном уровне, сопоставимом с аспирантами и молодыми преподавателями).
Подготовка студентов программы позволяет им поступать не только в академическую магистратуру лучших зарубежных вузов, но и на лучшие MPA, MBA и MS программы с очевидной перспективой получения PHD.
7. Международная мобильность.
Поступая на программу «Государственное и муниципальное управление», каждый студент имеет шанс на прохождение зарубежной стажировки.
В Вышке реализуется огромное количество грантовых программ студенческого обмена(GLOBAL UGRAD, DAAD, Nuffic Neso,грантовая программапосольства Французской Республики в РФ,программа «Глобальное Образование» при поддержке Правительства РФ, High North Scholarship , Сhevering и др.), организуются долгосрочные стажировки, летние и зимние школы.
А вот некоторые зарубежные образовательные учреждения — ключевые партнеры программы ГМУ(перечень далеко не исчерпывающий):
- Школа государства и общества Университета Бирмингема;
- Факультет социальных и гуманитарных наук и Школа общественных профессий Университета Лондон Метрополитен;
- Сианс По в Тулузе (Sciences Po Toulouse);
- Немецкий университет административных наук Шпаера.
8. Востребованность на рынке труда.
Практически все выпускники находят работу по специальности сразу после окончания бакалавриата (исключение составляют только те выпускники, которые решили продолжить обучение). Сейчас складывается ситуация, когда компетенции наших выпускников оказываются более продвинутыми в сравнении с компетенциями действующих сотрудников государственного аппарата.
Вышкинский управленец способен как подготовить с чистого листа любой «канцелярский» документ, так и предложить руководителю самого высокого ранга детальную дорожную карту решения злободневной задачи высочайшей степени сложности и провести его в жизнь, достигнув вершины технологического мастерства.
Приведем мнение заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова: «Выпускники программы ГМУ интересны для Минфина России тем, что обладают широким кругозором — знают не только основы финансового менеджмента, но принципы и механизмы государственного (муниципального) управления в целом и в конкретных отраслях общественного сектора. Особенно ценными качествами выпускников программы являются понимание логики и перспектив развития, а также практические навыки анализа и применения нормативно-правовой базы в сфере управления общественными финансами».
Потенциал трудоустройства выпускников программы:
- федеральные государственные органы (аппараты высших органов государственной власти, министерства, службы и агентства — центральный аппарат и территориальные органы; руководство; отраслевые, функциональные, контрольно-надзорные);
- государственные органы субъектов РФ (аппараты высших должностных лиц субъектов РФ, региональные исполнительные органы, аппараты региональных законодательных органов);
- органы местного самоуправления;
- федеральные фонды (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.);
- бюджетные организации (государственные и муниципальные бюджетные учреждения, включая образовательные и научные учреждения, а также учреждения здравоохранения);
- институты, исследовательские и аналитические центры;
- коммерческие организации (общественный сектор экономики, консалтинг, GR, PR, HR, аутсорсинг; внутриорганизационные линейные и функциональные подразделения всех звеньев управления);
- некоммерческие организации (государственные корпорации, ассоциации и союзы, благотворительные и волонтерские организации, объединения работодателей, неправительственные организации, профессиональные союзы и т.д.).
9. Обретение уникальных связей.
Со своими однокурсниками ГМУшники сохраняют дружбу годами. Выпускники образуют свою социальную сеть (в том числе в оффлайновую), которая успешно работает.
На программе будущие государственные служащие и их партнеры из НКО и бизнеса учатся за одной партой, что, безусловно, затем поможет им лучше понимать друг друга.