«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров»
11 апреля в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей направления «Иллюстрация и анимация». Новостная служба ВШЭ поговорила с куратором направления Алексеем Рюминым о том, как поступить в университет, используя Tumblr, приобрести полезные связи и получить одну из самых востребованных профессий.
Со следующего учебного года студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках единой образовательной программы уже с первого курса смогут выбрать более узкую специализацию. На выбор предлагается четыре профиля — «Дизайн среды», «Мода», «Коммуникационный дизайн» или «Анимация и иллюстрация».
Специальность 2.0
Рисунок с нами всегда, это гимнастика визуального мышления, но как дело всей жизни в современных условиях, это удел смелых и отчаянных. Говорят: «Хотите огорчить родителей – скажите им, что собираетесь стать художником». Иллюстратор — это выбор более взрослых людей. Редко кто определяет себя таковым сразу и представляет себе сферу деятельности, которой придется заниматься.
У студентов на стыке двух близких направлений будет возможность понять себя, самоопределиться, выбрать более узкую направленность, тем более что анимация охватывает большое количество областей — она повсюду. Мы привыкли и не замечаем того, как, например, скроллится текст или выглядит iPhone-приложение — в любом элементе цифровых визуализаций сегодня есть пространство для приложения сил людей этой профессии. И объединение иллюстрации и анимации в одно направление — скорее подсказка с нашей стороны, как примененить специальности к жизни.
На первый курс иллюстрации или анимации приходят ребята, которые любят и умеют рисовать, создавать свои миры, но не подозревают, какие огромные технические возможности могут для этого использоваться. Многим хочется сделать мультфильм, но реализовать свои идеи они пока не могут — просто не знают как. Здесь они учатся не только использованию специальных программ, но и проектному мышлению, правильной организации своей работы.
Подготовка к старту
Профессия иллюстратора или аниматора связана с некой историей — тут очень важен не просто объект, но и контекст. В рисунке интересно поставить себе задачу, задать какой-то вопрос. Если этот вопрос захватит и зрителя, результат во многих случаях будет ярче, чем просто красивая картинка. Для поступления можно создать серию персонажей, сделать раскадровку или комикс, придумать проект настольной или компьютерной игры — главное, определиться с жанром и соблюсти какие-то его традиции, не растеряв по дороге оригинальность замысла.
Мы предоставляем как обычную практику, так и оплачиваемую — у нас есть своего рода внутреннее трудоустройство, мы даем проекты тем студентам, за качество работы которых можем поручиться
Авторские комиксы стали уже «девятым видом» искусства, вобрав в себя широчайший диапазон изобразительных техник от копи-пэйст манеры Линор Горалик до почти живописных работ Лоренцо Маттотти. Сейчас очень популярен жанр веб-комиксов — люди рисуют карандашами, красками, шариковой ручкой, в Windows Paint, режут мамины журналы Vogue, клеят скотчем на стене, лепят из пластилина — и выкладывают свои работы в Tumblr. И то, что это искусство в сети, не принижает художественную ценность работ. На фоне всеобщей компьютеризации интерес к традиционным техникам и новому их применению только растет. У нас преподавала Анна Хохлова — она сделала вязаную книгу, продается такая книга, конечно, как обычная. Можно делать портреты из мха или как классик Джузеппе Арчимбольдо — выкладывать их из овощей. Или сделать книгу-постельное белье, которую листаешь, лежа на ней в постели. Техника тут не так важна, главное для нас — сама идея.
Ножом и вилкой
Сверхзадача студентов — понимание того, как все устроено, и поиск форматов высказывания. Если перефразировать Майка Мейре, арт-директора культового немецкого издания 032c, искусство — это еда на тарелке, но формат — как нож и вилка, иначе ты ничего не съешь.
«Ручная» работа служит прежде всего для расширения кругозора и инструментария, но большая часть работы по подготовкек просмотрам проходит за компьютером, потому что ожидания рынка от будущих специалистов связаны сейчас именно с цифровой средой. Однако прежде всего студенты учатся не столько делать, сколько думать, ставить задачу, формулировать визуальное высказывание — это касается и исполнения, и руководства проектами, и умения работать в команде.
Кино сейчас — главное синтетическое искусство, не считая открытия олимпиад. Все, что связано с кино — а это клипы, тв-заставки, титры, виджеинг и т.п. — постоянно нуждается в специалистах
Наши студенты работают с реальными проектами, которые поступают прежде всего в виде заказов от самой Школы дизайна или от Вышки вообще. Например, сейчас мы вместе с факультетом культурологии разрабатываем инсталляцию для проекта «Библионочь». Также студенты делали видео для известной конференции TEDx. Мы предоставляем как обычную практику, так и оплачиваемую — у нас есть своего рода внутреннее трудоустройство, мы даем проекты тем студентам, за качество работы которых можем поручиться.
Практика свободы
Обучение сфокусировано на прикладных дисциплинах, но параллельно с этим мы постоянно мотивируем студентов самостоятельно добирать академическую базу. Больше всего в этом преуспела история кино — самая популярная из «историй», потому что это вовлекающее искусство. Пора вводить специальные практики обучения, типа телевизора, от которого дети привыкли получать что-то интересное. В рамках постмодернизма история становится «корзиной для приколов», базой для цитирования и глумления, и взывать к серьезному восприятию становится все труднее. Поэтому процесс усвоения иногда надо «пустить на самотек», чтобы возникли некая свобода, любознательность и интерес к контексту, которые становятся основой проектного мышления. Отчасти это западный подход к образованию. Чем интимнее мы познаем истоки — тем легче получаются хорошие вещи.
Области применения
Порог вхождения в профессию иллюстратора (формальные требования, чтобы работа могла быть оплачена) — очень низкий, но чтобы состояться в этой профессии, нужно приложить много усилий и таланта. Процент финансово успешных людей в иллюстрации ниже, чем в смежных специальностях — в частности, в анимации. С развитием цифровой индустрии анимация становится одной из самых востребованных профессий в области кино и дизайна. Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в художественных фильмах — является творением рук художников-аниматоров. Кино сейчас — главное синтетическое искусство, не считая открытия олимпиад. Все, что связано с кино — а это клипы, тв-заставки, титры, виджеинг и т.п. — постоянно нуждается в специалистах.
Современный художник-аниматор или мультимедийный дизайнер — это многопрофильный специалист, способный заменить целую группу профессионалов, от дизайнера и иллюстратора до режиссера. Также это незаменимый человек в интернет-СМИ, где все чаще прибегают к формату мультимедиа-проектов, презентаций, инфографики,визуализаций.
Устроенность специалиста во многом зависит от связей, и университет играет здесь незаменимую роль
Активно развивается индустрия игр, для которой требуется огромное количество творческих специалистов, а сама сфера безумно популярна у молодежи. Разработка интерфейсов и приложений, создание разного рода рекламы, видеомэппинг и такой интересный жанр, как дополненная реальность — все это области, где может строить карьеру выпускник нашего профиля.
Безопасные связи
Устроенность специалиста во многом зависит от связей, и университет играет здесь незаменимую роль. Общение друг с другом, с учителями и приглашаемыми специалистами, которые проводят мастер-классы, позволяет лучше всего включиться в профессиональное сообщество. Можно выучиться самостоятельно по книжкам, но не интегрироваться в среду единомышленников — а как показывает практика, хорошая работа проще всего находит тебя именно там. Такой путь определенно лучше, чем поиск работы через hh.ru.
Атмосфера — главное в образовании. Учиться можно и вне института, но чтобы люди пришли, начали думать и учиться, получать и применять знания, понимать, что им нужно, получать связи и среду — атмосфера имеет ключевое значение. Они получают саму культуру, культурную среду и выход наверх. В дизайне сам по себе диплом вторичен, важны репутация и навыки, и нет такого «Гарварда» — это профессия на кончиках пальцев, которую надо уметь привнести в профессиональную среду.
У нас много молодых преподавателей — Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Саша Кузнецова, Протей Темен и другие. Мы стараемся привлекать людей, которые будут делать что-то новое, смогут создать авторский и оригинальный курс для новых возможностей студентов, обогащать их «среду обитания» новыми связями и впечатлениями. Молодость наших преподавателей связана с тем, что их поколение пришлось на период, когда изменились технологии, а соответственно, и мышление дизайнера. А поколение, следующее за нами, вообще с молоком матери впитывает технологии и меняет реальность.
Обыкновенные чудеса
С авторским стилем не приходят, он вырабатывается уже в процессе обучения, освоения методик и инструментов. Часто бывает, что прием, о котором совсем недавно человек и не подозревал, становится существенным элементом его персонального почерка. Когда появляется направленность и желание, обучение идет более эффективно. Мы замечаем и поощряем любые творческие поиски, думаем, как можно их облегчить, ускорить, возбудить, чтобы верно направить усилия ученика.
Сейчас нужно уметь создавать вещи очаровательные и неотразимые, потому что для других — всеобщих и незаменимых — места на рынке не осталось. «В прошлом для того, чтобы что-то изменить, необходимы были деньги, связи, власть. Сегодня для этого нужен только компьютер, Youtube и Facebook. И, конечно же, хорошая идея. С этими инструментами можно изменить мир за 12 часов».
Другие направления в Школе дизайна:
«Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции». Интервью с куратором направления «Дизайн среды» Александром Джикия
«Глянцевые журналы и бренды одежды испытывают дефицит в людях, которые понимают индустрию моды». Интервью с куратором направления «Мода» Анзором Канкуловым
«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла». Интервью с куратором направления «Коммуникационный дизайн» Александрой Кузнецовой
Рюмин Алексей Александрович
Преподаватель Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
«Вышка школьникам»: чем запомнился День открытых дверей университета
15 сентября состоялся День открытых дверей «Вышка школьникам» для учащихся школ и их родителей. Более 5000 участников смогли посетить мероприятие и познакомиться с проектами НИУ ВШЭ для школьников 5–11-х классов.
Стать студентом на один день: в НИУ ВШЭ прошел день открытых дверей
Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет состоялся в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 3 марта. За один день абитуриенты и их родители ознакомились с многообразием кампусов, факультетов, образовательных программ и довузовских проектов университета. Преподаватели и другие сотрудники, а также студенты Вышки рассказали, как поступить в университет, как устроен учебный процесс и какие перспективы открываются перед выпускниками.
«В нашем университете открывается огромное количество возможностей»
Как выбрать специальность по душе? Тяжело ли первокурснику освоиться в Вышке? Планирует ли университет открывать новые кампусы в регионах? На эти и другие вопросы в преддверии Общеуниверситетского дня открытых дверей для поступающих в бакалавриат и на специалитет ответил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
«Винни-Пух и все-все-все»: выставка плакатов выпускниц Школы дизайна
До 15 марта в Детско-юношеском отделе центральной городской молодежной библиотеки им. М.А. Светлова пройдет выставка «Винни-Пух и все-все-все». Выпускницы программы дополнительного образования «Иллюстрация. Базовый курс» решили по-новому взглянуть на любимую с детства сказку Алана Милна и нарисовали невероятно красочные плакаты.
День открытых дверей: почувствовать себя вышкинцем
3 марта в Высшей школе экономики пройдет Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет. Это одно из значимых событий для университета, преподавателей, студентов и, конечно, абитуриентов. Участники познакомятся с академической и внеучебной средой Вышки, пообщаются с представителями факультетов и образовательных программ, примут участие в активностях и узнают о возможностях для саморазвития.
Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.
ФКН, «Самолет», магистратура: как в Вышке будут готовить дата-аналитиков для сферы девелопмента
1 июня в 18:00 в онлайн-формате состоится день открытых дверей магистерской программы НИУ ВШЭ «Анализ данных в девелопменте», набор на которую впервые будет проведен в этом году. Программа реализуется факультетом компьютерных наук совместно с индустриальным партнером — одной из крупнейших российских девелоперских компаний «Самолет», которая профинансирует обучение 30 лучших студентов. Об особенностях программы рассказала ее академический руководитель Мария Горденко.
«Креатив сегодня нужен каждому бизнесу»
9 апреля Школа коммуникаций НИУ ВШЭ провела первый день открытых дверей в обновленном здании в Малом Трехсвятительском переулке. Абитуриенты смогли принять участие в мастер-классе Александра Копылова, преподавателя бакалаврской программы «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», а также задать вопросы руководителям школы.
«ВШЭ в Нижнем Новгороде интегрирована во все ключевые направления развития региона — науку, образование, IT-индустрию»
9 апреля нижегородский кампус НИУ ВШЭ открыл двери для абитуриентов бакалавриата. Интеллектуальное пространство Высшей школы экономики развернулось на трех этажах Академии «Маяк» им. А.Д. Сахарова — нового культурно-просветительского центра Росатома, расположенного в отреставрированном здании уникального памятника архитектуры, торгового дома комплекса банка Рукавишникова.
Школа дизайна ВШЭ устраивает показ авторской анимации студентов
2 апреля состоится День авторской анимации — совместное мероприятие Школы дизайна НИУ ВШЭ и пространства «Ровесник». В течение дня на большом экране будет демонстрироваться подборка самых ярких и самобытных фильмов, сделанных студентами профиля «Анимация и иллюстрация». В программу вошли три блока: авторская анимация, музыкальное видео и инфоролики.
Мещеряков Арсений Владимирович
руководитель Школы дизайна