«Требуются люди, способные повысить операционную эффективность, управлять рисками, минимизировать издержки»
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запускает программу бакалавриата «Управление бизнесом» в цифровом формате, расширяя для выпускников школ возможности обучения в удаленном режиме с очной формой. Здесь будут готовить профессионалов в области управления и развития бизнеса нового поколения, которым предстоит работа над проектами в условиях цифровой трансформации. Академический руководитель программы Дмитрий Артемьев рассказал о том, как выстроен процесс обучения, какие навыки можно получить и в каких отраслях их применить.
Онлайн-программы бакалавриата по менеджменту и управлению становятся еще более актуальными. Анализ поисковых запросов показал, что с 2021 по 2024 год ежемесячно такие программы обучения ищут не менее 200 тысяч россиян, а количество ежегодных поисковых запросов превышает 2 млн. Ранее эта программа была доступна в НИУ ВШЭ — Пермь в офлайн-формате и показала отличные результаты: большинство студентов завершали обучение уже трудоустроенными. Теперь получить полный набор инструментов для эффективного управления бизнесом и проектами можно из любой точки мира.
— Сейчас на рынке труда много менеджеров. Почему вы уверены, что выпускники программы будут пользоваться спросом?
— Профессионалов в области управления бизнесом на рынке никогда не бывает много. Бизнес — это динамичная среда, в которой постоянно появляются новые направления, запускаются продукты и проекты, масштабируются существующие предприятия. И под это требуются люди, которые способны повысить операционную эффективность, управлять рисками, минимизировать издержки, адаптировать бизнес к быстро меняющемуся рынку и новым вызовам, обеспечить устойчивый рост организаций. Спрос на таких специалистов всегда будет высоким.
Дмитрий Артемьев
Кроме того, менеджер или управленец — это не просто должность, а набор компетенций, которые нужны во многих сферах. Даже технические и креативные специалисты должны обладать управленческими навыками, чтобы эффективно работать в командах, ставить цели и достигать результатов. Мир становится все сложнее, бизнес-среда меняется стремительно, и без грамотных управленцев невозможно развитие ни одной отрасли.
— Какие управленцы нужны рынку?
— Компаниям и стартапам необходимы уже готовые специалисты. Современный темп развития деловой среды не дает менеджерам возможности учиться всем нюансам управления непосредственно в процессе работы. В настоящее время растет спрос на профессионалов, обладающих совокупностью hard & soft skills, способных работать с данными и использовать аналитические инструменты для поиска быстрого и гибкого решения под задачи своего бизнеса или компании-работодателя.
На необходимость обучения в области управления влияет цифровая трансформация, которая затрагивает весь современный бизнес. В формировании стратегии развития, менеджмента, архитектуры бизнеса возрастает роль ИИ, аналитики на основе разных типов данных, цифровых платформ и прочих инновационных продуктов.
Большинство бизнес-процессов современных компаний уже имеют цифровых двойников и роботизированы. Например, HR-службы проводят аналитику персонала и автоматизируют процессы рекрутинга, профили должностей, активно внедряют геймификацию, а в маркетинге, продуктовом менеджменте и управлении также используются цифровые инструменты. Это означает, что наряду с формированием soft skills специалистам необходимо уметь работать с цифрой, управлять удаленными и распределенными командами в бизнесе. И учиться этому стоит еще до выхода на рынок в качестве соискателя, чтобы быть конкурентоспособным.
— Есть ли перспектива, что ИИ вытеснит человека с позиции менеджера?
— Это возможно, когда менеджер выполняет рутинные функции, с которыми может справиться машина, а наличие работника в компании не оказывает положительного влияния на бизнес-процессы. ИИ не может придумать что-то новое, выявить, привлечь и развить таланты сотрудников для усиления отдела, почувствовать изменения бизнес-среды. На это способен только хороший менеджер, который, безусловно, умеет правильно использовать возможности ИИ как инструмента управления.
— Какие составляющие должны быть в обучении специалистов сейчас?
— Безусловно, акцент необходимо сделать на практическом менеджменте с учетом того, что мир продолжит цифровизироваться, а ИИ будет проникать во все бизнес-процессы компании. Все чаще мы видим заявления о том, что информация в сферах IT и маркетинга очень быстро устаревает, то же самое происходит уже сегодня и в менеджменте. Поэтому необходимо обучать будущих профессионалов тому, как внедрять весь доступный технологический инструментарий в рабочий процесс, какие есть новые бизнес-модели.
Обучение должно включать в себя интеграцию с бизнесом для приобретения практического опыта через реальные проекты, стажировки и взаимодействие с ведущими специалистами. Мы обеспечиваем студентов кейсами за счет развитой сети партнеров, которые в дальнейшем могут стать потенциальными работодателями для выпускников.
Еще одним важным элементом является развитие IT-компетенций и Data Culture, включая работу с анализом данных, цифровыми технологиями и искусственным интеллектом. В нашей образовательной программе сделан акцент на навыках в Data Science, использовании инструментов математической и экономической статистики, теории вероятностей, эконометрики, SQL, анализа данных в бизнесе. Помимо этого, студенты будут учиться программированию на языке Python. Также мы много внимания уделяем развитию навыков коммуникации, обучению публичным выступлениям, командному и кросс-командному взаимодействию.
— Можно стать профессионалом, владея только теорией, без погружения в рабочий процесс?
— Конечно нет. Просто теория, которой не научили пользоваться на практике, принесет мало пользы. Важно еще при обучении дать возможность студентам попробовать себя в реальных проектах и бизнес-процессах компаний, используя принцип learning by doing. Мы предоставляем реальные деловые ситуации, управленческие задачи в разных сферах деятельности, чтобы обеспечить студентов максимально приближенным к действительности опытом. Активная проектная деятельность, проблемно ориентированные семинары и включенное обучение, прохождение практики и реализация бизнес-проектов от ведущих и развивающихся компаний из разных регионов являются обязательными элементами образовательной программы. Помимо этого, студентам доступна экосистема для стартапов, где они смогут разрабатывать и развивать собственные проекты, используя поддержку бизнес-инкубаторов и технопарков, а также писать ВКР в формате стартапа, развивать предпринимательские компетенции и осваивать работающие инструменты для построения собственного бизнеса.

Практикоориентированность обучения усиливают преподаватели, большинство из которых являются практикующими экспертами и специалистами ключевых подразделений компаний или же известными предпринимателями и топ-менеджерами.
— Что смогут сделать студенты за 4 года обучения?
— Каждый год обучения предусматривает разработку проекта для закрепления навыков. На первом курсе студенты будут проводить командный SWOT-анализ реальной компании с оценкой отраслевых изменений, определением факторов ее успеха, сильных и слабых сторон. На основе проведенного анализа им будет необходимо предложить свои решения для развития бизнеса. Второй год обучения будет посвящен разработке бизнес-плана по методике UNIDO. Задача включает в себя анализ рынка, конкурентов, исследование потребителей, разработку бизнес-модели, расчет производственного плана, плана сбыта, а также инвестиционные и финансовые разделы.
Третий курс направлен на консалтинг. Студенты должны будут предложить варианты оптимизации бизнес-процессов, провести маркетинговые исследования для определения точек роста и оценки перспективности запуска новых продуктов. Помимо этого, в процессе выполнения учебного проекта нужно будет проанализировать цифровую зрелость компании, ее систему управления и предложить план ее улучшения.
На завершающем этапе обучения студентам будет дана возможность выбрать специализацию для более глубокого изучения:
- «Продуктовый менеджмент и маркетинг» с ориентацией на рынок, продукт, взаимодействие с клиентами;
- «Управление проектами и развитием бизнеса» с упором на внутренние аспекты: бизнес-процессы, операционную эффективность, проектный менеджмент.
Со второго по четвертый курс студенты формируют индивидуальный учебный план и начинают выстраивать собственную профессиональную траекторию развития, отталкиваясь от своих интересов или потребностей работодателя.
Важным элементом образовательного процесса на этом этапе является определение студентами набора дисциплин из других образовательных программ, что позволит им получить кросс-навыки и знания в смежных направлениях
Студенты смогут получить уникальный набор знаний, который будет соответствовать их намеченному карьерному вектору.
— Кто может поступить на программу и на какие позиции на рынке смогут претендовать выпускники?
— Для поступления не нужен какой-то специфический бэкграунд. Конечно, будет преимуществом, если абитуриент имеет хорошую математическую подготовку, сильные коммуникативные и организаторские способности. В управленческой сфере без этого никуда. Также важным является знание английского языка, именно на нем преподается часть дисциплин.
Зачисление происходит на основе конкурсного отбора по результатам ЕГЭ по трем предметам: профильная математика, русский язык и предмет на выбор — обществознание или иностранный язык. На программу могут поступить и абитуриенты с оконченным средним профессиональным образованием, для этого будет необходимо сдать внутренние вступительные испытания ВШЭ.
Выпускники программы будут востребованы в совершенно разных направлениях, которые подразумевают менеджерскую функцию, — от управления персоналом и продажами до бизнес-аналитики, продвижения цифрового продукта и разработки финансовой или инвестиционной стратегии. Такие специалисты востребованы на рынке, а стартовая заработная плата выпускника НИУ ВШЭ в сфере управления, маркетинга, операционного и HR-менеджмента начинается от 70–120 тысяч рублей в зависимости от региона. Через 3 года работы можно претендовать на вознаграждение от 160–300 тысяч рублей. При карьерном росте до позиций в среднем и высшем менеджменте заработная плата может стартовать от 300 тысяч рублей.