Александр Дмитриев, руководитель Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ, доцент факультета истории
Кандидатуру предлагает Ирина Савельева, профессор, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ). Выдвигается за новаторские исследования в области истории науки и истории образовательных систем.
Дмитриев Александр Николаевич, руководитель Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ, доцент факультета истории НИУ ВШЭ.
В 2012 г. были опубликованы немедленно замеченные российскими и зарубежными специалистами фундаментальные коллективные монографии «Историческая культура в России: формирование представлений о прошлом» (Издательский дом НИУ ВШЭ, 552 с.) и «Расписание перемен: очерки по истории образовательной и научной политики в Российской империи и СССР 1890—1940» (Издательство Новое Литературное Обозрение, 896 с.). За каждой этой коллективной работой стоит решающее участие Александра Николаевича: от детальной разработки концепции и привлечения компетентных авторов до колоссальных усилий по обеспечению уровня и качества конечного продукта. Разумеется, дело не в монументальности проведенных под его руководством и по его инициативе исследований. В них совершенно по-новому осмысляются проблематика исторической памяти, привычные характеристики и общая связь образовательных или академических инноваций на разных этажах системы (вос)производства знания, от начальных школ до Академии наук — как в дореволюционную, так и в раннесоветскую эпохи.
Ранее совместно с профессором Гёттингенского университета Труде Маурер А.Н. Дмитриев стал редактором обширной монографии «Университет и город в России в начале ХХ века» (М.: НЛО, 2009, 784 с.), где история высшей школы была впервые систематически рассмотрена в перспективе социальной истории и участия образованных слоев – как преподавателей, так и студентов — в городской жизни предреволюционной России. Его статья (с. 105–204) касается разнообразных усилий государства по регулированию этих отношений. Примыкающие к этому сюжеты, связанные с российской наукой времен Первой мировой войны, убедительно освещены им в англоязычных статьях на страницах первого в мировой историографии сборника о европейских университетах того переломного времени (Kollegen – Kommilitonen – Kämpfer. Europäische Universitäten im Ersten Weltkrieg / Trude Maurer (Hrsg.). Stuttgart 2006).
Кроме того, по инициативе и под редакцией А.Н. Дмитриева были напечатаны следующие книги: М. Могильнер «Homo imperii: очерки истории физической антропологии в России» (2008); Ф. Рингер «Закат немецких мандаринов» — перевод с английского основополагающего труда о немецких профессорах накануне фашизма (2008); «Антропология революции: Сб. статей» (2009); Ж. Кадио «Лаборатория империи: Россия / СССР, 1860 – 1940» (2010).
Индивидуальные и коллективные работы А.Н. Дмитриева, создаваемые на равных и в ходе совместной деятельности с ведущими европейскими и американскими авторами, успешно реализуют давно наметившийся поворот в интеллектуальной истории — последовательную переориентацию классической истории идей и истории знания в социологическом и антропологическом духе. Его высокая научная продуктивность и разнообразие исследовательских устремлений (история идеологии — от марксизма до сменовеховства, история научных концепций и дисциплинарных революций на фоне социальных и политических перемен, изучение такого многостороннего феномена как «национальная наука») свидетельствуют о его весомом вкладе в становление на базе НИУ ВШЭ перспективных и активно растущих областей: новой истории образования, истории имперских практик и истории наук о человеке.
Научные достижения А.Н. Дмитриева с самого начала его работы в НИУ ВШЭ транслируются в его преподавательскую деятельность и в создание и развитие междисциплинарных исследовательских сетей. Александр Николаевич принимал самое непосредственное участие в разработке концепции и содержания уникальной для России магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» (совместной для ИГИТИ и факультета истории НИУ ВШЭ); в этой магистратуре он читает авторский курс «История наук о человеке XIX—XX веков» и руководит работами восьми магистрантов. В 2012 году он также стал лучшим преподавателем НИУ ВШЭ.
А.Н. Дмитриев принимал самое активное участие в организации и подготовке Полетаевских чтений НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 годах. Он был инициатором плодотворного сотрудничества ИГИТИ с Центром исследований России, Кавказа и Восточной Европы Высшей школы социальных наук (Париж) [EHESS], одним из ведущих подразделений французской историографии и славистики. Результатом этих связей, помимо прочего, стал курс лекций профессора Владимира Береловича (Париж–Женева) на факультете истории НИУ ВШЭ в 2011–2012 уч. году и участие сотрудников ИГИТИ в совместных долгосрочных проектах Высшей школы социальных наук, парижской Высшей нормальной школы и НИУ ВШЭ. Статьи А.Н. Дмитриева печатаются на страницах авторитетных зарубежных журналов и коллективных монографий.
В мае 2011 года А.Н. Дмитриев читал курс лекций «Интеллектуальная история России: новые направления и сюжеты» в Высшей школе социальных наук во Франции. В первом семестре 2012 года он работал приглашенным исследователем Гарвардского университета (Украинский исследовательский институт).
Заметным событием в жизни Высшей школы экономики стала подготовленная усилиями А.Н. Дмитриева совместно с французскими коллегами международная конференция «Имперская география наук о человеке: Российская империя / СССР в европейском контексте (XIX—первая треть ХХ вв.)» (2–5 сентября 2012 года). В ее работе принимали участие также ученые из Великобритании, Германии, Австрии, Украины, Армении, Венгрии и США. Это было одно из первых общих мероприятий в рамках договора о сотрудничестве НИУ ВШЭ и парижской Высшей школы социальных наук, подписанного весной 2012 года. Заседания конференции продемонстрировали возможности и перспективы совмещения двух ключевых направлений, ставших особенно значимыми и востребованными в последнее десятилетие: истории науки (особенно гуманитарной) и истории империи.
Исследования Александра Николаевича Дмитриева принадлежат к числу тех немногих трудов, которые заслуженно возвращают историю науки и образования – как это происходит с конца прошлого столетия во всем мире — с периферии внимания академического сообщества в центр актуальных разработок и формирования перспектив будущего научного поиска.