Юрий Плотников, специалист учебной части МИЭМ НИУ ВШЭ
Кандидатуру предлагает Борис Львов, декан факультета электроники и телекоммуникаций МИЭМ; Владимир Ветров, заместитель декана по учебной работе МИЭМ. Выдвигается за внимательность и личное участие в академической судьбе студентов.
Плотников Юрий Дмитриевич на протяжении более 30 лет проработал заместителем декана факультета электроники МИЭМ по учебной работе. За эти годы через него прошла не одна тысяча студентов самого разного свойства – от откровенных бездельников, пытающихся зацепиться за место в институте любым способом, до отличников, которых видишь только на вручении студенческого билета, а потом – на вручении диплома. Приходилось иметь дело с широчайшим спектром личностей – с талантливыми, способными, посредственными, бездарными, честными, плутоватыми, откровенными, скрытными, общительными, замкнутыми молодыми людьми. И каждый приходил к Юрию Дмитриевичу со своим вопросом или проблемой, в разрешении которой тот отказать не мог.
Деканат факультета, несмотря на определённые часы работы, был открыт для студентов и преподавателей всегда. "Неприёмных" часов не было – если Юрий Дмитриевич присутствовал в деканате, это означало, что принять он может каждого. В пиковые периоды пересдач Юрию Дмитриевичу приходилось выдерживать осаду "подвисших" студентов, однако, пока вопрос с последним студентом решён не был, он покидал кабинет.
Внимание доставалось как студентам, так и преподавателям. Если у преподавателя в здании на Малой Пионерской возникал учебный вопрос, пусть даже с деканатом Факультета электроники и не связанный, преподаватель всегда знал, где можно найти понимание и попытаться найти ответ.
Юрий Дмитриевич никогда не подходил к студентам по формальным признакам, а всегда умел выслушать молодого человека, вникнуть в суть проблем, которые привели к опасной академической ситуации. Обманывать Юрия Дмитриевича было бесполезно – многолетний опыт позволял, задав несколько наводящих вопросов, выявить суть "уважительной" причины и наглядно продемонстрировать её неуважительность. По этой причине только неопытные первокурсники, вставшие "не на ту дорожку", пытались оправдать свою неуспеваемость выдуманными обстоятельствами. Набравшиеся опыта второкурсники, а тем более матёрые старшекурсники, уже знали, что Юрию Дмитриевичу нужно рассказывать всё, как есть.
Студенты первого и второго курса во все времена составляли "группу риска" молодых людей, которые вышли из-под опеки школы и родителей, почувствовали вкус свободы со всеми её соблазнами. Для некоторых свобода превращалась в вольницу, в которую молодые люди бросались с головой, забыв, что свобода предполагает наличие ответственности. Самое тревожное, что в этой группе зачастую оказывались и способные студенты, которые, вместо того, чтобы закладывать на младших курсах свою физико-математическую подготовку для последующего обучения на старших, к своему обучению начинали относиться спустя рукава. Именно к таким Юрий Дмитриевич относился трепетнее всего, так как понимал, что в его силах вернуть студента на "путь истинный" и не потерять будущего инженера. Как опытный педагог Юрий Дмитриевич знал, что нотации не помогут, и только конструктивная критика вкупе с участливой беседой могут заронить в душу студента зерно сомнения в выбранной дорожке и задуматься о своём предназначении, как студента.
При всей своей душевности и персональном подходе к каждому студенту Юрий Дмитриевич всегда держался педагогической строгости, так как знал слабости молодых душ, знал, что нужно время и опыт для преодоления "детских болезней", и его задача вовремя провести терапию, пусть даже и болезненную.
Занимая должность, которая предполагает контроль успеваемости студентов, их учебную мобилизацию и в конечном итоге принятие решения о дальнейшей академической судьбе, трудно рассчитывать на поголовную "студенческую" любовь. Однако, как правило, те, кто на младших курсах входил в деканат с повинной головой, преодолев к выпускному курсу свои проблемы, благодарны Юрию Дмитриевичу, так как знают тот истинный вклад, который внёс многолетний зам. декана в становление инженера.
Представление написано в прошедшем времени, так что может показаться, что тот, кого представляют, уже закончил свою деятельность. Использование прошедшего времени объясняется тем, что всё повествование относится к периоду существования Московского государственного института электроники и математики, в котором заместитель декана выполнял широчайший фронт работ, а общение со студентами являлось одной из самых весомых её составляющих. Сегодня после вхождения МИЭМ в состав НИУ ВШЭ в структуре института появилось новое подразделение – Учебная часть, сотрудники которой наследовали немалую долю тех процессов, которыми ранее занимался заместитель декана. И сегодня, как и прежде, Юрий Дмитриевич, работает со студентами, но уже как специалист учебной части. Работает на благо нового Факультета электроники и телекоммуникаций, учитывая новые требования к своей должности и осваивая новый инструментарий. Работает в настоящем времени! Работает так, что первые выпускники НИУ ВШЭ вспомнят Юрия Дмитриевича добрым словом!