Российские ученые доказали, что профессиональные спортсмены эффективнее играют против бывших клубов
Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника. Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Behavioral and Experimental Economics, пригодятся тренерам, спортивным менеджерам и букмекерам.
Компании нанимают сотрудников из конкурирующих фирм. Вместе с новыми коллегами они приобретают социальный капитал, знания и навыки конкурентов, ослабляя их позиции. В типичной бизнес-среде, однако, не хватает объективной информации об эффективности сотрудников. Поэтому ученые обратились к профессиональному спорту, поскольку он богат данными, которые позволяют отслеживать изменения в индивидуальных показателях сотрудников — профессиональных спортсменов.
Чтобы определить, как они выступают против своих бывших клубов, исследователи проанализировали данные о матчах игроков Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), Национальной хоккейной лиги (НХЛ) и шести основных европейских футбольных лиг. Данные о баскетбольных, хоккейных и футбольных матчах со статистических порталов NBA, Hockey-Reference и Understat ученые анализировали с помощью эконометрического моделирования. В работе они использовали прошлые составы клубов, чтобы отследить все сделки и определить все матчи против бывших команд, а также учитывали изменения в названиях клубов, в том числе связанные с переездами. Используемые переменные включали дату и место игры, команду игрока и команду соперника, игровое время, базовую индивидуальную игровую статистику и несколько расширенных статистических показателей.
Исследователи обнаружили улучшение индивидуальных атакующих показателей у профессиональных спортсменов в матчах против бывших клубов. Баскетболисты набирали больше очков, хоккеисты чаще бросали по воротам, а футболисты наносили больше ударов (в английской Премьер-лиге) и чаще забивали (в итальянском чемпионате). Ученые предположили, что знание тактики и дополнительная мотивация улучшают спортивные результаты игроков в матчах против бывших команд. Хотя эти два фактора, вероятно, дополняют друг друга, исследователи решили определить, какой из них перевешивает.
Оказалось, что эмоции преобладают над расчетом (пониманием игры своего бывшего клуба). Игра против недавних партнеров может стать источником дополнительной мотивации для спортсмена. Игрок в американский футбол Барри Кофилд отмечал: «Это не похоже ни на одну другую игру, особенно когда вы впервые играете против бывшей команды». Эти матчи вызывают сильные эмоции, и спортсмены стремятся проявить себя. На игру особенно влияют тревога и гнев.
Личный успех для игроков может значить больше, чем победа всей команды. Они улучшают свои результаты количественно (увеличивая количество попыток забить), но не качественно (удары не становятся точнее). Спортсмены действуют более эгоистично, выбирая личный бросок или удар, а не пас коллеге по команде. Таким образом, они меньше настроены на созидание в командной игре.
В играх против бывших команд на когда-то домашних стадионах спортсмены также выступали лучше, чем на новых. Баскетболисты совершали больше бросков, хоккеисты наносили больше ударов. Исследователи полагают, что это косвенно доказывает, что на их результативность повлияли эмоции, а не знание тактических особенностей соперника, ведь знание тактики помогло бы и в домашних матчах.
Баскетболисты и футболисты (из английской Премьер-лиги) сделали больше бросков/ударов в матчах против своих бывших команд, если раньше у них было мало игрового времени. Хоккеисты, в свою очередь, бросали чаще, если в бывших клубах у них было среднее игровое время (они были не на первых ролях). Эти результаты вновь подтвердили, что мотивация и эмоции — основные факторы, влияющие на результативность спортсменов. Те, кто почти не играл, чаще ощущали несправедливое отношение к себе со стороны тренерского штаба и сильнее хотели проявить себя в матчах против бывших клубов. Значимым фактором успешной игры было то, как игрок ушел из клуба: отказались ли от него менеджеры, потерял ли он в зарплате при переходе в другой клуб.
Результаты исследования могут быть использованы в социальных науках (социологии и менеджменте), так как в центре внимания — выступление сотрудника против своего бывшего работодателя. Эффект, обнаруженный при анализе спортивных данных, может наблюдаться во всех областях, где используется наемный труд.
«Сотрудники мотивированы работать лучше, конкурируя со своими бывшими работодателями. Противостояние двух работодателей может происходить не только на спортивной площадке. Участие в тендерах, борьба за власть между политическими партиями или проведение маркетинговых кампаний предполагают прямую конкуренцию. Во всех подобных противостояниях дополнительно мотивированный сотрудник может изменить ситуацию и увеличить шансы на успех», — считают исследователи Научно-учебной лаборатории исследований спорта ВШЭ.
Понимание мотивации игроков поможет тренерам. Они смогут изменить тактику, когда их игрок будет играть против бывшего клуба. Спортивным менеджерам следует учитывать будущие матчи, когда они продают или отдают игрока в аренду соперникам. Букмекеры также могут использовать полученные выводы для корректировки коэффициентов ставок.
Вам также может быть интересно:
Технологии искусственного интеллекта помогут реабилитации бездомных
Исследовательская группа Центра искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ под руководством Ивана Ямщикова разработала модель для прогнозирования успешности реабилитации бездомных. Модель с вероятностью около 80% предсказывает эффективность работы с клиентами организаций для бездомных. Проект представлен на конференции, посвященной деятельности социальных центров.
«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»
10 декабря в Высшей школе бизнеса прошло масштабное мероприятие «Graduate School of Business Meetup: Добро пожаловать в ВШБ», объединившее преподавателей, студентов, выпускников бизнес-программ, представителей корпораций и всех интересующихся развитием бизнес-образования. На онлайн-сессиях GSB Meetup гости узнали, какие качества необходимы современному менеджеру, чем сегодня живет ВШБ Высшей школы экономики и что ждет ее в будущем.
Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему
Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».
Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства
В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.
Жизненные цели россиян. Создать семью, заняться музыкой, построить дачу
Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.
Кавказский перелом. Как и почему меняется семейный уклад в регионе
Модели семейных отношений в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках Северного Кавказа модернизируются. Авторитет рода, старших родственников ослабевает. Патриархальные гендерные установки размываются. При этом в ряде сообществ, напротив, нарастает консерватизм. Эти перемены проанализированы в статье, опубликованной в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Средний класс. Кто он и на что тратит деньги
Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.
Реинкарнация периферии
В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».
Пармезан vs Пошехонский
Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.
Тест: В 90-е убивали людей?
Недавно IQ.HSE выпустил материал о трансформациях ценностей россиян со времен 90-х. Исследовательницы Анна Алмакаева и Олеся Волченко проанализировали их на основе данных Всемирного исследования ценностей (WVS) за 1990, 1995, 2006, 2011 и 2017 годы. Мы сделали тест по их исследованию.