В 2006 году Вышка заработала на 60% больше, чем предполагалось
30 марта заседание Ученого совета началось с вручения диплома и мантии почетного профессора ГУ-ВШЭ Джеймсу Гиллису — профессору Школы бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Канада). Он один из создателей Центра корпоративного управления ГУ-ВШЭ, в течение последних шести лет занимается обучением российских преподавателей в рамках совместной программы "Корпоративное управление".
30 марта заседание Ученого совета началось с вручения диплома и мантии почетного профессора ГУ-ВШЭ Джеймсу Гиллису — профессору Школы бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Канада). Он один из создателей Центра корпоративного управления ГУ-ВШЭ, в течение последних шести лет занимается обучением российских преподавателей в рамках совместной программы "Корпоративное управление".
Профессор Джеймс Гиллис — основатель Школы бизнеса им. Шулиха, которая является одной из лидирующих в мире. Он являлся членом правительства Канады, членом Палаты общин, в 1996 году был удостоен звания почетного гражданина Канады. Ему принадлежит идея сетевого партнерства ученых и экспертов в области корпоративного управления, которая была успешно реализована на базе ГУ-ВШЭ и Йоркского университета. В партнерство сегодня вовлечены исследователи и образовательные учреждения от Москвы до Владивостока.
На заседании ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что одна из последних книг профессора Гиллиса посвящена редкой теме в менеджменте — работе советов директоров компаний. Перед тем как вручить ему диплом почетного профессора, Ярослав Иванович охарактеризовал проблемы коллективного управления компаниями в России. Это, во-первых, ничтожная доля вовлечения населения в отношения собственности; во-вторых, конфликт между собственниками и менеджерами; в-третьих, сложности при согласовании интересов внутри компании. В результате советы директоров в большинстве случаев являются формальными органами — "их держат потому, что так полагается, и от этого, казалось бы, путь к цивилизованному управлению открытыми корпорациями становится длиннее". Тем не менее, по мнению ректора ГУ-ВШЭ, начало пути пройдено быстрее, чем предполагалось пять лет назад. Например, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин входит в советы директоров трех российских компаний, а он "не подходит для того, чтобы послушно голосовать по указке хозяев или разбираться "на стрелке".
Вручение диплома и мантии завершилось десятиминутным банкетом: члены Ученого совета и иностранные гости пили шампанское, ели зефир и шоколад.
После этого директор по финансовой работе ГУ-ВШЭ Елена Юдина сделала доклад "Об исполнении финансового плана за 2006 год". Фактические доходы Вышки в 2006 году составили 2321,1 млн. рублей, что на 854,4 млн. руб. или на 58,3% больше запланированного уровня; и на 47,2% выше, чем в 2005 году.
Доклад прокомментировал руководитель Бюджетной комиссии Ученого совета, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций Николай Берзон: "Финансовое состояние университета хорошее. Вышка научилась жить за счет собственных средств — 70% денег мы зарабатываем сами, 30% получаем из госбюджета на первое высшее образование. Наши доходы опережают расходы". 28% внебюджетных средств ГУ-ВШЭ зарабатывает за счет платных студентов, 38% приносят подразделения дополнительного образования и факультета довузовской подготовки, 34% составляют доходы от научных проектов. Самым "зарабатывающим" факультетом Вышки является факультет менеджмента. По мнению Николая Берзона, это хороший пример для факультетов экономики и права, которые пока не добирают платных студентов.
"Наш бюджет в 2006 году фантастически вырос по сравнению с планом, — подвел итог Ярослав Кузьминов. — Мы показали себя как академическое сообщество, которое умеет зарабатывать и правильно инвестировать средства. В 2007 году бюджет Вышки приблизится к 4 млрд. руб. Для сравнения: бюджет МГУ составляет около 6 млрд. руб., но внебюджетная составляющая там меньше одной трети, к тому же велики доходы от эксплуатации огромной государственной собственности".
Тем не менее, по словам ректора, он ожидал более высокую динамику роста зарплаты профессорско-преподавательского состава. "Средняя зарплата профессора с учетом всех доходов составила 59,7 тыс. руб., а преподавателя — 17 тыс. руб. Реального роста доходов преподавателей практически нет. Это критические и приоритетные вопросы нашего развития". Еще одна проблема — как будут развиваться проекты, начатые на средства Инновационной образовательной программы? Ведь их финансирование из бюджета приоритетного национального проекта "Образование" завершится в 2007 году. "Мы проведем серию аналитических встреч, на которых обсудим перспективы проектов, — заявил Ярослав Кузьминов. — Не все из них мы сможем продолжать за свои деньги, придется "отсечь" наименее перспективные". Ректор сообщил, что только что он вернулся с заседания коллегии Минобрнауки России, где предложил продолжить финансирование ведущей группы университетов, чтобы не растерять достижения, приобретенные в ходе реализации инновационных программ.
Следующим вопросом повестки дня было обсуждение проблем подготовки аспирантов в ГУ-ВШЭ. Проректор Сергей Рощин рассказал, что набор в аспирантуру увеличился почти до 300 человек в год, однако очень немногие защищают диссертации в срок, в 2006 году защитились только 25 человек. Ярослав Кузьминов предложил на каждой аспирантской защите ставить плакат: "Дай Бог, не последняя!" По мнению Сергея Рощина, результаты работы аспирантуры обусловлены не только ситуацией в самой Вышке, но и "проблемой общего состояния мотивации молодых людей, альтернативных рынков труда". Тем не менее, на рассмотрение Ученого совета был предложен ряд мер по изменению политики приема в аспирантуру, совершенствованию академической среды, созданию стимулов для аспирантов и научных руководителей.
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов назвал новый Порядок подготовки аспирантов "мягким документом, с которого начинается эпоха порядка в аспирантуре, но который ничего не ломает через колено". Проректор Андрей Яковлев сказал, что на 600 штатных преподавателей в Вышке приходится 700 аспирантов, при этом 50—60 преподавателей имеют по пять-шесть аспирантов в дополнение к аудиторной нагрузке, что ограничивает возможность серьезной работы с ними. "Если у многих коллег нет защит, может быть, у одного преподавателя не должно быть более трех аспирантов?" Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин предложил "более капитально заняться работой по выращиванию научных кадров", приведя в качестве примера опыт западных университетов, где основная нагрузка профессора — это работа с теми, кто претендует на профессорское звание.
Ученый совет одобрил ряд новых проектов, представленных подразделениями ГУ-ВШЭ. На факультете прикладной политологии открывается специальность "Реклама", на факультете бизнес-информатики — новая магистерская программа "Электронный бизнес", в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований — учебно-научная лаборатория "Центр фундаментальной социологии".
О создании факультета военного обучения в ГУ-ВШЭ доложил генерал-майор Владимир Гурин — директор по военным вопросам и мобилизационной подготовке. В 2007 исполняется пять лет военной кафедре ГУ-ВШЭ, в прошлом году она трижды проверялась Министерством обороны РФ. По количеству военных специальностей — теперь их пять — Высшая школа экономики выходит на уровень МГУ и МГТУ им. Баумана. На вопрос из зала, готовят ли на факультете военного обучения бакалавров, генерал ответил так: "Докладываю: мы готовим командиров мотострелковых взводов. Можно сказать, бакалавров".
Борис Старцев
Ссылки:
- Ученый совет ГУ-ВШЭ
- Центр корпоративного управления ГУ-ВШЭ
- Инновационная образовательная программа ГУ-ВШЭ