Буря в образовании: новая школьная реальность в оценках экспертов ВШЭ
С середины марта, как только стало ясно, что жизнь при пандемии радикально перекраивает образовательную сферу, Институт образования НИУ ВШЭ начал изучать нюансы перемен. Страхи, стрессы, старые проблемы и новые точки роста оперативно исследовались, а результаты размещались в открытом доступе. Недавно сотрудники и партнёры института представили свои наблюдения в серии публикаций в «Учительской газете». Уникальная возможность посмотреть на происходящее с позиции учёных, педагогов, детей и родителей — в подборке IQ.
Коронавирус завозили в Россию не менее 67 раз: SARS-CoV-2 попал к нам не из Китая
Исследовательская группа из НИУ ВШЭ и Сколтеха, совместно со специалистами НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева в Санкт-Петербурге и ИППИ им. А.А. Харкевича РАН установили, что коронавирус SARS-CoV-2 независимо проникал на территорию России не менее 67 раз, главным образом в конце февраля и начале марта 2020 года. С препринтом научной статьи с полными результатами исследования можно ознакомиться в базе medRxiv.
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»
С 15 апреля по 15 июня в НИУ ВШЭ проходил первый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». В конкурсе приняли участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными подразделениями региональных образовательных организаций высшего образования. По итогам конкурсная комиссия предложила ректору НИУ ВШЭ рассмотреть в качестве победителей конкурса 14 проектов.
Математика идеальных выборов: подсчёт Борда и независимость от посторонних альтернатив
На недавнем научном семинаре Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ (МЦАВР) с докладом выступил ведущий научный сотрудник центра, профессор Гарвардского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин. Он предложил модифицированный вариант аксиомы независимости от посторонних альтернатив и показал, что правило голосования удовлетворяет ей, модифицированным условиям Эрроу и аксиоме Мэя только при условии соблюдения подсчёта по правилу Борда! О том, как этот результат повлиял на теорию группового выбора, а также о различных моделях выборов, начиная с «парадокса Кондорсе» рассказывает доктор наук, профессор Факультета экономических наук НИУ ВШЭ и директор МЦАВР Фуад Алескеров.
От заявки на конкурс до гранта: как в Вышке готовят будущих исследователей
В начале года шесть студенческих научных проектов получили финансирование Центра академического развития студентов (ЦАРС) ВШЭ. Проекты выбрали на конкурсе, где участники представляли план исследования и ожидаемые результаты. На июльском отчетном онлайн-семинаре руководители групп подвели итоги работы за полгода, а также рассказали, как на их деятельность повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.
Химики Вышки разобрали COVID -19 на молекулы
В этом году факультет химии НИУ ВШЭ объявляет второй набор в бакалавриат. Главное, что получают в Вышке студенты – это возможность заниматься научной работой уже с первого курса, в том числе на базовых кафедрах и в лабораториях РАН. Сегодня ученые-химики ведут исследования по самым актуальным темам, например, дизайн лекарств и COVID -19.
Как наличие учёных в российских компаниях влияет на их успех в экспорте на мировые рынки
Компании, в которых работают публикующиеся исследователи, лучше обучаются и усваивают внешнюю информацию. Такую способность экономисты называют абсорбционной. Её зависимость от наличия в фирме академических сотрудников на примере российских экспортеров впервые показали ученые из НИУ ВШЭ. О том, как публикационная активность повышает качество экспорта и зачем бизнесу умение поглощать знания, IQ поговорил с одним из авторов исследования Анной Федюниной.
«Проектная деятельность станет фактором, объединяющим научные коллективы»
В основу работы создаваемой в ВШЭ Школы филологических наук будет положен ряд новых проектов. Это позволит расширить спектр исследований, консолидировать действующие научные коллективы и привлечь к работе новых коллег. Что представляют собой проекты, какие изменения необходимы для их реализации и каковы ожидаемые итоги, рассказал руководитель Школы филологических наук Евгений Казарцев.
Сдвиг на данных: уничтожат ли большие данные теорию в социальных науках
В журнале Nature вышла большая редакционная статья о цифровизации и влиянии больших данных на социальные науки. Обширные комментарии для неё дала социолог, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Сивак. IQ побеседовал с ней о том, как социологу освоить программирование, а также какие перспективы и риски несёт для науки тотальная цифровизация.
На факультете биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ прошел совместный семинар с факультетом Университета Джорджа Мейсона, США
Студенты первого курса факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ приняли участие в онлайн семинаре Университета Джорджа Мейсона (США). Семинар в США проходил в рамках летнего курса «Coronavirus Research Update», который провела профессор Анча Баранова.
очно/онлайн