ФОМ и ВШЭ: награждение в рамках исследования
В конце мая Институт образования ВШЭ и Фонд «Общественное мнение» провели награждение участников конкурса «Какие бывают девятиклассники?», организованного в рамках лонгитюдного исследования по изучению жизненных траекторий московских школьников.
Проект называется «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников московских школ».
В 2012/2013 учебном году ученики девятых классов московских школ ответили на вопросы о своем ближайшем будущем, скажем, хотят ли они продолжить обучение, в какие вузы они стремятся поступить (анкета для школьников состояла из 106 вопросов). Этот опрос является первым этапом большого лонгитюдного исследования, в рамках которого социологи планируют изучить жизненные пути нынешних девятиклассников, включая их образовательные, трудовые и семейные траектории. Подобные исследования проводятся во многих странах, но в России это сегодня, пожалуй, единственный социологический проект, претендующий на то, чтобы стать своего рода «летописью поколения».
Сотрудники Института образования ВШЭ совместно с коллегами из Фонда «Общественное мнение» провели первую волну опроса среди 4 тысяч учеников 9 классов и 400 их классных руководителей. В исследование попали 273 школы из разных районов Москвы, в том числе и с присоединенных территорий.
Каждый ученик отвечает на вопросы своей анкеты, а собранные данные позволят увидеть целую картину жизненных траекторий нынешнего поколения. Если наблюдать за этими людьми на протяжении нескольких десятков лет, то можно будет отследить и изменение их социального статуса, и воплощение юношеских мечтаний (либо разочарование в них), и то, как были (либо не были) реализованы способности и возможности людей. Стоит особо отметить, что школьники принимают решение об участии в опросе добровольно, причем предварительно мы обязательно получали от родителей согласие на обработку и хранение их персональных данных.
Чтобы поддерживать связь со школьниками и наращивать их интерес к проекту, организаторы исследования создали в социальной сети «В Контакте» группу «Школьники: ваши будущие траектории». Среди ее участников был проведен конкурс творческих работ (эссе, рисунков и фото-коллажей) на тему «Какие бывают девятиклассники?» Конкурсная комиссия отобрала шесть лучших работ, авторы которых были приглашены в НИУ ВШЭ на торжественную церемонию награждения вместе со своими родителями и друзьями. Ребята были рады ценным призам — современным смартфонам, планшетным компьютерам и плеерам, — а фуршет и фотосессия дали возможность исследователям и их респондентам познакомиться лично и даже подружиться.
Александра Южанинова, Станислав Моисеев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Владимира Владимирова
Вам также может быть интересно:
57%
российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась: пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.
«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»
Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.
Стагнация захватила рынок услуг
В IV квартале 2013 года сфера услуг погрузилась в стагнацию. Рост спроса на услуги остановился, обороты компаний и их прибыль уменьшились, численность занятых сократилась. Мониторинг делового климата в сфере услуг от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
ВШЭ проведет опросы своих преподавателей и сотрудников
С 19 по 26 ноября стартуют ежегодные мониторинги ВШЭ: Мониторинг преподавательской жизни и Мониторинг административного персонала. Призываем вас выразить с помощью анкеты свое мнение о различных сторонах работы в Вышке, это поможет развитию университета.
Российским школам не хватает финского акцента
Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.
Сфера услуг погружается в стагнацию
В III квартале 2013 года рост спроса на услуги остановился. Данный сегмент российской экономики, наряду с торговлей более года «державшийся на плаву», вошел в стагнационный тренд. Мониторинг состояния делового климата в сфере услуг от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Сельские школьники стремятся в город не только в России
Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ, рассказывает о сборнике статей, в которых представлены результаты международного сравнительного исследования карьерных предпочтений сельских школьников России, Китая и Казахстана.
Каков портрет «типичного» школьного директора?
Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.
ВШЭ представила Университет детей
Чтобы узнать, сколько воды умещается в клюве пеликана или как библиотеки могут сладить с пробками на дорогах, нужно посещать «Университет детей» — этот научно-просветительский проект Политехнического музея при стратегическом партнерстве ВШЭ был представлен в Вышке 15 сентября.