• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умонастроения россиян: персоны вместо идей

25 апреля в ВШЭ прошел семинар цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода». Исследование «Российское идеологическое безвременье в зеркале социальных медиа: национального проекта нет» представили студенты и аспиранты под руководством профессора кафедры государственной и муниципальной службы ВШЭ Эмиля Паина.

Более 51% взрослого населения сегодня задействовано, так или иначе, в блогосфере, и проект в целом направлен на изучение ее контента. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе фокус внимания был направлен на «интернет-толпу», людей, зарегистрированных в самой массовой социальной сети «В контакте». На втором этапе пристальному вниманию исследователей подверглась «интернет-элита», пользователи, главным образом, Фэйсбука и Твиттерa. В ходе анализа блогосферы исследователи выявили четыре наиболее масштабные группы, объединившиеся по политическим взглядам. В результате сравнения «массы» и «элиты» внутри этих групп удалось прийти к интересным выводам, о которых и было рассказано более подробно.

Первую группу можно охарактеризовать как «материковая масса». Это люди, которых Владимир Войнович в свое время определил так: «Чонкины — всегда оплот режима». Они «как большинство» и всегда поддерживают власть, причем любую.

Следующая группа позиционирует себя в качестве левых сил. Особенности их сообщества — высокий уровень ксенофобии, выражающейся главным образом в «бытовом антисемитизме» и антикавказских настроениях. Также нетерпимость к различным течениям «левых» внутри своей же группы и к представителям групп, придерживающихся иных политических убеждений. Стоит также отметить сложный описательный язык внутри сообщества, зачастую непонятный даже членам группы, отсутствие лидера (обсуждения чаще всего ведутся вокруг Зюганова и Удальцова) и эгалитаризм как некая утопическая идея о всеобщем равенстве.

Среди приверженцев русского национализма популярны различные фобии — американофобия, представление Запада в качестве разлагающихся библейских городов Содома и Гоморры, мигрантофобия и исламофобия. Последняя по большей части характеризуется общей с антикавказской риторикой. Среди представителей массового национализма высокий уровень самоорганизации под лозунгами «помоги русскому», «вакансии только для русских» и в таком духе.

И наконец, самая атомизированная группа, «хаотичное скопление духовно обособленных индивидов» — либералы. Все обсуждения в сообществе формируются в основном вокруг критики существующего режима. При этом крайне пессимистично либералы смотрят на реализацию единственно верного, на их взгляд, либерального политического сценария, некоего европейского пути. Среди тех, кто относит себя к данной группе, господствует мнение о себе как о «заранее проигравшем меньшинстве», чей долг — сражаться на стороне побежденных, а миссия базируется на «теории малых дел». Широко распространена идея культурной предопределенности, в активном лексиконе такие понятия как «плохой народ», «авторитарная политическая культура», «рабское сознание», «ментальность быдла». При этом у либералов отсутствует какой-либо план действий по переходу к своему социально-политическому идеалу, и нет желания обсуждать возможность создания в России гражданской нации.

Тем не менее в каждой из представленных групп существуют свои тематические приоритеты. Вопросы, касающиеся идеологии — споры о языке и самосознании, интересуют в основном левых и русских националистов. Меньше всех думают об идеях либералы. Для них главное — индивидуальное самовыражение. У представителей «материковой массы» наибольшей интерес вызывают различного рода «страшилки», которые штампует медийная сфера. «Политика устрашения» работает по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». По сути «страшилки» всерьез обсуждают только представители «материковой массы», во всех остальных группах отношение к ним нейтральное или резко негативное.

Особого внимания заслуживает аспект исследования, который получил название «охранительная идеология под прикрытием православия». «Православный интернет» — это провластная сфера, которую можно описать так: «”Единая Россия” — это православная партия, а Путин — истинный правитель России, сторонник русской особости, предводитель уникальной евразийской цивилизации». Базовые ценности сообщества — традиционализм и патриархальная семья, политический идеал — православное царство. Национального проекта у представителей этой группы нет. В принципе их устраивает то, что есть сейчас, а единственное желание — увеличить влияние Церкви на общество, политику и государство.

«Общим для всех изученных групп является доминирование в них негативных настроений, выражающихся в формулировке: «Настоящее безобразно, а будущее бесперспективно», а также высокий уровень ксенофобии. Российская блогосфера в целом сегодня напоминает «кашу с гвоздями», в которой смешалась наука, искусство, культура и идеология. Интернет-сообщество раздроблено и распадается на множество идеологических островков, плохо связанных и слабо слышащих друг друга. Обитатели этих островков группируются не вокруг конкретных идей, а скорее вокруг медийных персон», — подытожил профессор Эмиль Паин.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Александры Егоровой

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов

К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.

Как облагородить российские города

27 ноября прошел очередной научный семинар из серии «Экономическая политика в условиях переходного периода», проводимый научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным. На этот раз темой обсуждения стало геокультурное развитие городов.