• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования и разработки: какими должны быть центры превосходства

4 апреля в рамках XIV Апрельской международной научной конференции ВШЭ прошла секция «Глобальные тренды в области государственного инвестирования в сферу исследований и разработок — формирование, создание и управление центрами превосходства».

Леонид Гохберг
Леонид Гохберг
Работу секции открыл Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Ссылаясь на слова министра образования Дмитрия Ливанова, он рассказал о том, что сегодня создание центров превосходства является одним из ключевых инструментов в современной научно-технической и инновационной политике, поэтому и вопросы, связанные с переходом науки на так называемый эффективный контракт, находятся сейчас в центре внимания. В рамках секции были рассмотрены теоретические аспекты и конкретные страновые практики, модели функционирования центров превосходства, а также проблемы управления ими.

 

Роль центров превосходства в посткризисный период

Первый доклад представил Жан Гине, заведующий Лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Как считает профессор, сейчас мы живем в посткризисное время и пора задуматься о том, какие последствия экономический кризис 2008 года имел для науки в целом и для центров превосходства в частности. Первое на что нужно обратить внимание — предоставил ли кризис новаторам больше возможностей для реализации идей, существует ли конкуренция между развитыми и развивающимися странами, может ли это способствовать более стремительному развитию инновационного сектора, какова в этом контексте роль государственной поддержки в долгосрочной перспективе и может ли помочь государственный инструментарий повысить эффективность сектора. Отвечая на поставленные вопросы утвердительно, можно говорить об оптимистичном сценарии выхода из кризиса. Однако последствия могут быть и иными — разочарование и «эффект гистерезиса», стремление финансовой системы избегать рисков и как следствие прекращение инвестиций в инновационные сектора. Кроме того, многие страны начали проводить политику межбюджетной экономии и ограничения расходов государства. По мнению Жана Гине, последствия кризиса варьируются от страны к стране. Например, в некоторых странах Европы и в Японии «эффект гистерезиса» ощущается сильнее, чем в ряде развивающихся стран.

Инновационной сфере необходимо искать способы повышения своей эффективности для более продуктивного использования ресурсов, которые выделяет государство, и не допускать сокращения финансирования.

Жан Гине
Жан Гине
Как считает профессор, на государственное финансирование сферы НИОКР, инноваций и образования кризис не особо повлиял (хотя валовые затраты на НИОКР несколько снизились). В области высшего образования, несмотря ни на что, наблюдается, наоборот, рост финансирования. «В целом мы можем предположить, что компенсационная модель не может слишком долго поддерживать инновации, во многих странах компенсационные меры были введены на три года, но государственные последствия не ясны и их эффект не будет бесконечным, — рассказал Жан Гине. — Инновационной сфере необходимо искать способы повышения своей эффективности для более продуктивного использования ресурсов, которые выделяет государство, и не допускать сокращения финансирования».

Государственная поддержка НИОКР в посткризисный период может быть прямой (займы, гранты и так далее) и косвенной (налоговые послабления). В последние двадцать лет, по мнению профессора, баланс по всему миру смещается в сторону косвенных мер государственной поддержки. Однако в результате кризиса это соотношение может измениться.

Другое направление эволюционного развития — переход от общего к частному. То есть государство будет финансировать приоритетные сектора и программы. «В будущем будет активно использоваться государственно-частное партнерство, а предпринимательская инициатива должна увеличить эффективность предприятий, — подчеркнул Жан Гине. — Таким образом, возможно, проектный подход будет менее распространен, а вот программный наоборот выйдет на первый план. Центры превосходства, я думаю, станут главным инструментом акцентирования приоритетных сфер науки и распределения мер прямой поддержки. И в этом смысле государственные инвестиции в НИОКР будут наиболее эффективными именно благодаря центрам превосходства. Нам необходимо отказаться от политического лоббирования, потому что из-за влияния кризиса невозможно выделить гранты всем. Центры превосходства могут стать платформами для дисциплинарных исследований, местом сосредоточения ресурсов для выделения приоритетных тем и областей».

Александр Соколов
Александр Соколов
Директор Международного научно-образовательного Форсайт-центра НИУ ВШЭ Александр Соколов рассказал об определении и выборе приоритетных направлений для создания центров превосходства. С одной стороны, необходимо учитывать вызовы, стоящие перед государством, с другой — обращать внимание на те области, которые сегодня развиты недостаточно, но смогут в дальнейшем оказать существенное влияние на развитие экономики и социальной сферы. Систему приоритетов условно можно разделить на три класса. Во-первых, они могут быть тематические (выбирается одна или несколько областей науки и технологии). Во-вторых, — могут быть приоритеты, ориентированные на миссию (например, в России одним из приоритетов является технологическая модернизация). И наконец — функциональные (они могут быть связаны с изменением системы).

Одним из главных элементов для выявления приоритетных направлений во всех областях является научно-техническое прогнозирование. Как отметил Александр Соколов, сейчас завершается разработка программы долгосрочного научно-технологического развития РФ. Особое внимание в ней уделяется глобальным вызовам, поиску сфер, в которых Россия сможет иметь конкретные преимущества. Программа ориентирована на реализацию крупных инновационных проектов в различных областях науки и дальнейшее развитие интеграции исследований в политику.

«Важно, чтобы центры превосходства участвовали в формировании экспертной сети и обращали внимание на междисциплинарные исследования. На мой взгляд, система приоритетов должна опираться на Форсайт-исследования, с одной стороны, а с другой — центры превосходства должны играть самую заметную роль в этих исследованиях», — подытожил Александр Соколов.

 

«Умная» специализация регионов

Дирк Майснер
Дирк Майснер
Доклад Марио Сервантеса, старшего экономиста Директората науки, технологий и промышленности ОЭСР, представил Дирк Майснер, заместитель заведующего Лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. (К сожалению, сам Марио Сервантес, что называется, по независящим причинам не смог связаться с аудиторией по Skуре, как планировалось).

Одним из главных элементов для выявления приоритетных направлений во всех областях является научно-техническое прогнозирование.

«Умная» специализация подразумевает выявление сильных сторон и развитие конкурентных преимуществ (на основе существующей структуры) регионов. Для того, чтобы развивать экономику и технологии с помощью инноваций в системе глобальной конкуренции, нужно избегать дублирования функций разных подразделений. Также «умная» специализация говорит о принципе «не разрабатывать с нуля каждую технологию, а взяв одну область исследований, найти для нее как можно больше вариантов применения». При выборе стратегии важно помнить, что каждая научная и технологическая область тесно связана с другими, и именно этот фактор следует учитывать при разработке технологических платформ.

Какова же роль центров превосходства? Они, прежде всего, должны собирать вместе все заинтересованные стороны. Однако быстрых результатов ждать не стоит, деятельность центров превосходства может проявиться в долгосрочной перспективе.

 

Центры превосходства: опыт Кореи

Бьенгсу Ким
Бьенгсу Ким
Открыл работу второй сессии доклад Бьенгсу Кима, руководителя отдела планирования и бюджетной политики Корейского института оценки и планирования в области науки и технологий (KISTEP). За последние сорок лет Корея достигла больших успехов в области кораблестроения, мобильной связи и других. Успех страны связан, прежде всего, с правильно выбранными стратегиями, заблаговременно проведенными Форсайт-исследованиями и тщательной подготовкой. Господин Ким рассказал, что развитие инноваций в Корее базируется на трех элементах — планировании, оценке и реализации. Каждые пять лет проводится комплекс мер по актуализации пятилетних высокотехнологичных задач. После проведения этой процедуры каждое министерство и ведомство вносит соответствующие изменения в свои планы. Центры превосходства в Корее являются неотъемлемым элементом планирования. Далее разрабатывается новая версия базового плана (ему подчиняются все ведомства и министерства), а за год до этого проводятся национальные Форсайт-исследования.

Например, в 2011 году было выделено 652 области перспективных технологий, которые, возможно, принесут свои плоды в будущем (горизонт планирования 10 лет, для некоторых областей — пять). После разработки плана начинается процесс бюджетной координации. После этого министерство финансов выделяет ресурсы под конкретные проекты. На сегодняшний день в Корее около 700 программ и 30 000 тысяч проектов в области этих программ. В корейском законодательстве закреплено, что каждые пять лет должен разрабатываться новый план и метод Форсайт-исследования неотъемлемый компонент его подготовки.

В настоящее время в Корее уже проведено четыре Форсайт-исследования, и все они вошли в новый план развития инноваций. Будущее, по мнению корейских экспертов, может иметь четыре сценария. Первый — экологичный мир (такой вариант рассматривается, прежде всего, для Кореи). Второй — мир изобилия. Третий сценарий развития — мир здоровый (старение населения идет угрожающими темпами, в Корее даже появился термин «умное старение»). И наконец, мир удобный. Для каждого из сценариев экспертами подобраны несколько сотен технологий, которые могут быть распространены в будущем. Большое внимание в Корее уделяется проблеме «утечки мозгов». В перспективе рассматривается сделать страну «центром мозговой активности», для этого разрабатываются стратегии по привлечению научных кадров в Корею. Также осуществляются попытки спрогнозировать, какие именно задачи в области НИОКР необходимо выполнить, какие сферы актуальны. Этот процесс корейские эксперты называют процессом «обретения мудрости».

«Форсайт способствует развитию новых технологий. Мы считаем, что самым лучшим способом развития Форсайта является закрепление его необходимости на законодательном уровне. Я думаю, что в России тоже можно выделить зоны исследований, которые могли бы разрабатываться в центрах превосходства, но без надлежащего финансирования они не смогут достигнуть впечатляющих результатов, поэтому нужно закрепить присутствие центров превосходства в законодательстве и обозначить министерство финансов в качестве арбитра», — заключил Бьенгсу Ким.

 

Центры превосходства: опыт Германии

Йорн Ахтерберг
Йорн Ахтерберг
Главапредставительства Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) в России Йорн Ахтерберг рассказал об опыте Германии в области создания и управления центрами превосходства. DFG — крупное финансовое агентство, основанное в 1920 году. Оно содействует развитию фундаментальных исследований, в частности в университетах. Принцип работы агентства в выборе заявок на финансирование — конкуренция. Центры превосходства DFG называет кластерами превосходства, которые предусматривают значительное участие бизнеса в этой деятельности. «Мы хотим быть первыми, а потому мы инвестировали несколько миллиардов евро в развитие нашей научной инновационной деятельности, затем создали инициативу превосходства для того чтобы привлечь крупные компании для инвестирования значительных средств (не только из Германии) в развитие немецкой системы, — рассказал Йорн Ахтерберг. — Ежегодно страна расходует на развитие и науку 60-65 миллиардов евро. Одна треть обеспечивается государством, две трети — другими заинтересованными сторонами, в частности крупным бизнесом». России, по его мнению, тоже нужно подумать о привлечении крупного бизнеса для дальнейшего развития, например, таких компаний, как «Газпром».

Сегодня в мире прослеживается тенденция, когда одна и та же стратегия может быть использована вне зависимости от странового контекста и характера центра превосходства.

Цель инициативы превосходства — улучшение взаимодействия между университетами и другими научно-аналитическими структурами (DFG было поручено возглавить этот процесс). В результате при 40 университетах открыты 85 исследовательских структур. Что касается принципов кластеров превосходства, то исследования должны быть инновационными с возможностью междисциплинарного развития какой-то темы исследования, а еще — конкурентоспособными на международном уровне. По структуре они должны быть гибкими и не громоздкими. Важно также привлечь к подобной работе международный консультативный совет.

Координатор программы Организации международного сотрудничества и развития (ОЭСР) «Инновации, высшее образование и исследования для развития» (IHERD) Аса Олссон сообщила о предварительных выводах обзора специализированных тематических и многопрофильных центров превосходства в развитых и развивающихся странах, которые были проведены в рамках ОЭСР, а также во взаимодействии с другими международными агентствами. Поскольку центры превосходства — это инструмент достижения различных целей, то должна быть создана соответствующая политическая структура для развития управления этими целями не только на институциональном уровне, но также и на политическом. Сегодня в мире прослеживается тенденция, когда одна и та же стратегия может быть использована вне зависимости от странового контекста и характера центра превосходства. Но даже в этом случае необходимо учитывать сложности, которые могут возникать в процессе реализации этих стратегий.

Нужно учитывать растущей характер глобальной конкуренции в научно-исследовательской деятельности, разрабатывать механизмы, отвечающие национальным целям и приоритетам. Сегодня существует неопределенность относительно того, каким образом использовать механизмы оценки центров превосходства. Прежде всего, это связано с тем, что центры превосходства иногда различаются, поэтому сначала необходимо оценить их организацию и процессы управления.

Материал о работе третьей и четвертой сессиях секции «Глобальные тренды в области государственного инвестирования в сферу исследований и разработок — формирование, создание и управление центрами превосходства» новостная служба портала опубликует в ближайшее время.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Опубликован Глобальный инновационный индекс — 2021

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) 2021 года, поднявшись на 45-е место из 132. Отрыв от стран-лидеров рейтинга сократился преимущественно за счет роста результативности всех направлений научной, инновационной и креативной деятельности. В подготовке исследования уже несколько лет участвует ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В этом году институт стал одним из девяти участников Сети академических партнеров ГИИ.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».