В НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2022
Конкурс исследовательских проектов состоялся в Вышке уже в третий раз. В этом году он проходил с 21 марта по 8 июля. Важным отличием от предыдущих лет стала направленность конкурса-2022 на поддержку исследований по тематикам стратегических проектов Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.
Всего на конкурс было подано 24 заявки от 17 научных подразделений Вышки:
12 заявок поступило от НИУ ВШЭ в Москве;
9 заявок — от кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге;
2 заявки — от кампуса НИУ ВШЭ в Перми;
1 заявка — от кампуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.
Партнерами Высшей школы экономики в конкурсных заявках выступили 19 научно-образовательных организаций из 14 регионов России. 9 организаций участвовали впервые.
Наиболее активное участие в конкурсе приняли научные коллективы из:
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»;
ФГАОУ ВO «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»;
ФГАОУ ВO «Южный федеральный университет».
По итогам конкурса было поддержано 8 научно-исследовательских проектов.
Среди научных подразделений НИУ ВШЭ наиболее содержательными оказались заявки, представленные кампусом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: из 9 заявок, принявших участие в конкурсе, 5 было поддержано. Также были поддержаны 2 заявки от научных подразделений НИУ ВШЭ — Москва и 1 заявка от НИУ ВШЭ — Пермь.
В рамках тематики стратегических проектов Программы-2030 среди поддержанных проектов представлены все ее тематические направления.
Проекты — победители конкурса:
1. Создание и исследование полупроводниковых гетероструктур А3В5 с квантовыми точками для нанофотоники, излучателей одиночных фотонов, микро- и нанолазеров (Международная лаборатория квантовой оптоэлектроники НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория эпитаксиальных технологий ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»).
2. Воспринимаемое качество общения в реальных и компьютерно-опосредованных встречах и его объективные измерения на примере окситоцина и мимических маркеров (Лаборатория социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория социальных нейронаук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ).
3. Социально-психологические факторы адаптации и интеграции детей-мигрантов (Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория социально-психологических исследований при кафедре социальной психологии и виктимологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»).
4. Спрос и предложение навыков молодежи: между образованием и рынком труда (Лаборатория исследований рынка труда НИУ ВШЭ — Москва и Центр научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»).
5. Пространственный анализ как ключевой инструмент управления сельским развитием в регионе: принципы, методы, практические рекомендации (Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ — Москва и Лаборатория мониторинга устойчивого социально-экономического развития сельских территорий ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»).
6. Актуальные аспекты исследования прав человека в контексте биоэтики (Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь и Центр инновационного проектирования и прикладных исследований Института государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»).
7. Практики урбанистического развития в российском политическом пространстве конца XV — начала XVII в.: человек и малый город (Центр исторических исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Центр археологических исследований ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»).
8. Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий на примере Мурманской области (Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»).
Марина Литвинцева
«Мы рады, что конкурс в очередной раз расширил географию сотрудничества научных коллективов НИУ ВШЭ: среди поддержанных заявок четыре поданы совместно с региональными организациями, ранее не принимавшими участия в конкурсе. Теперь в Вышке будет реализовываться 30 научно-исследовательских проектов в партнерстве с 24 региональными университетами, — обращает внимание Марина Литвинцева, директор по перспективным научным исследованиям НИУ ВШЭ. — Мне бы хотелось отметить высокое стремление санкт-петербургской Вышки к участию в нашем проекте “Зеркальные лаборатории”, от них уже традиционно большое количество заявок. Это особо отметили члены конкурсной комиссии: из девяти поданных кампусом заявок пять стали победителями».
Илья Долматов
«Подводя итоги состоявшегося конкурса, можно отметить, что проект “Зеркальные лаборатории” развивается в правильном направлении, высокая конкуренция заявок тому прямое подтверждение, — говорит Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, член конкурсной комиссии. — Впервые на конкурсе была представлена и поддержана заявка без запроса на финансирование, но с обязательствами по реализации проекта. Это подчеркивает востребованность и привлекательность такого механизма межуниверситетского сотрудничества. Уверен, что новый трек получит дальнейшее развитие для участников совместных проектов».
Андрей Кожанов
«Одна из полезных функций “Зеркальных лабораторий” — вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых, выращенных в локальных научных коллективах Вышки и других вузов или научных центров, в совместную научно-исследовательскую работу с единомышленниками и коллегами, — убежден Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ. — Это может быть для большинства из них возможностью познакомиться с другими академическими культурами, чужими когнитивными и техническими нормами научного исследования. Это очень полезно для академического развития, социализации и построения траекторий своего научного будущего. В том числе и в рамках программ и инструментов, существующих сейчас в Вышке, таких как, например, Программа привлечения российских постдоков».
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2024
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ НИУ ВШЭ, которая направлена на развитие внутрироссийских научных партнерств, сосредоточенных на выявлении точек роста с помощью объединения усилий двух высококлассных научно-исследовательских коллективов. Проекты реализуются в различных областях науки и охватывают всю страну. В пятом, юбилейном конкурсе приняли участие 18 научных подразделений НИУ ВШЭ с партнерами из 17 регионов России.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В НИУ ВШЭ стартует пятый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения Вышки, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Заявки принимаются до 12 апреля.
В НИУ ВШЭ – Пермь состоялся Всероссийский круглый стол музейных экспертов
Дискуссия прошла в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ – Пермь и СахГУ «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» конкурса «Зеркальные лаборатории». На встречу приехали музейные эксперты и научные сотрудники университетов из Пермского края, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Сахалинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Нетрадиционный формат мероприятия позволил не только обсудить актуальные вопросы сохранения индустриального наследия, но и в ходе практикума и стратегической сессии определить новые направления сотрудничества вузов и музеев.
Исследователи из ВШЭ и Института угля помогут противодействовать санкциям в угольной отрасли
Один из проектов, победивших на конкурсе «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ в июне этого года, — «Трансформации цепочек создания стоимости угольной отрасли и связанных с ней отраслей в условиях глобального энергоперехода и санкционного давления на российскую экономику». Его реализацией займутся Центр исследований структурной политики (ЦИСП) НИУ ВШЭ и Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения РАН (Кемерово). «Вышка.Главное» рассказывает, чем интересен этот проект и каких результатов планируют достичь его авторы.
НИУ ВШЭ и Национальный университет Узбекистана откроют зеркальную лабораторию по экономике
Высшая школа экономики и Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУ) договорились о создании зеркальной лаборатории по изучению актуальных экономических вопросов. Протокол о намерениях подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и ректор НУУ Ином Маджидов в рамках Межрегиональной конференции ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом
В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ
В этом году Высшая школа экономики в четвертый раз проводила конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». На конкурс было подано 19 заявок от 16 научных подразделений НИУ ВШЭ, партнерами которых выступили 16 организаций из 14 регионов России. По итогам конкурса было поддержано 10 научно-исследовательских проектов.
В НИУ ВШЭ стартует четвертый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.
Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении
До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.