От беспилотников до диагностики дислексии у детей: чем занимается Центр ИИ Вышки
Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ вместе с индустриальными партнерами ведет работу над 25 прикладными проектами в сфере телекоммуникаций, финансов, образования, медицины и др. Результаты работы исследователей и разработчиков на днях были представлены на заседании рабочей группы при правительстве РФ, где были подведены первые итоги реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика».
Шесть исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта (ИИ) в прошлом году получили гранты правительства РФ. В федеральную программу вошли Сколковский институт науки и технологий, МФТИ, Институт системного программирования им. В.П. Иванникова, Университет Иннополис, ИТМО и Высшая школа экономики. Их задача — разработать прорывные решения и обеспечить России лидерские позиции в сфере искусственного интеллекта на мировой арене и импортозамещение зарубежных продуктов и технологий на отечественном рынке.
Дмитрий Чернышенко
«Радует, что, несмотря на короткий срок — всего полгода с момента отбора центров, они уже могут предъявить конкретные результаты, которые можно использовать на предприятиях», — сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе заседания рабочей группы. Он подчеркнул, что в текущих условиях необходимо усилить внедрение прикладных решений по ИИ в реальный сектор и ускорить цифровую трансформацию приоритетных отраслей экономики.
Центр ИИ НИУ ВШЭ разрабатывает модели и программное обеспечение по 25 направлениям. Алексей Масютин, руководитель вышкинского Центра ИИ, рассказал на заседании рабочей группы о реализуемых проектах, которые можно разделить на две группы: проекты для бизнеса и проекты для социально значимой сферы. Он подчеркнул, что каждый проект соответствует мировым фронтирам в конкретной технологической области.
Так, для Сбера Центр ИИ создает новые языковые модели и разрабатывает интеллектуальные системы с широкой областью применения — от задач управления человеческим капиталом до выявления признаков подозрительных транзакций. А для «Яндекса» идет работа над алгоритмами оптимизации взаимодействия пользователей на различных платформах и прорывными методами обучения с подкреплением для оптимизации автопилотируемых транспортных средств. По ряду проектов внедрение и пилотные испытания пройдут уже в 2022 году. Например, будет протестирована модель улучшения качества изображений на данных МТС.
Из социально значимых проектов можно выделить решения для повышения качества образовательного процесса, а также модели машинного обучения для медицины, которые позволяют снизить издержки при разработке медицинских препаратов. Кроме этого, создан прототип продукта ранней диагностики дислексии у детей. Такие технологии ИИ помогают детям проходить эффективную профилактику заболеваний. Эта разработка была представлена на выставке, прошедшей в рамках заседания рабочей группы.
Алексей Масютин
«Перед заседанием рабочей группы мы посетили выставку прототипов и продуктов центров ИИ. Было очень интересно увидеть результаты коллег. Стенд НИУ ВШЭ, в свою очередь, представил систему ранней диагностики детской дислексии. С помощью моделей искусственного интеллекта система позволяет оперативно получить оценку на основе движения глаз ребенка во время чтения», — рассказал Алексей Масютин.
По его словам, для решения актуальных задач импортозамещения к работе Центра ИИ сейчас привлекаются новые индустриальные партнеры. В частности, готовится соглашение о сотрудничестве с представителями фарминдустрии.
Стоит отметить, что в НИУ ВШЭ, помимо исследовательского трека в сфере искусственного интеллекта, реализуются и образовательные программы бакалавриата и магистратуры в этой области: в сфере машинного обучения, компьютерных наук и пр. Подробнее с ними можно ознакомиться тут.
«В базовых организациях исследовательских центров уже внедряются разработанные в рамках федпроекта программы бакалавриата и магистратуры по приоритетным направлениям ИИ. Студенты и выпускники этих программ смогут продолжить исследовательскую деятельность на базе существующих центров. К 2024 году мы ожидаем, что около 9 тысяч человек поступят на магистерские и бакалаврские программы по ИИ», — отметил Дмитрий Чернышенко.
По его словам, специалисты, вовлеченные в прорывные исследования центров ИИ, демонстрируют высокую степень заинтересованности в реализации проектов в отечественных научных организациях и продолжают работать в России даже несмотря на предложения из-за рубежа. «Это говорит о том, что опорные исследовательские центры можно считать привлекательным местом работы для молодых специалистов», — считает вице-премьер.
На встрече в правительстве Вышка предложила также провести осенью этого года отечественную международную конференцию высокого уровня в области искусственного интеллекта на базе Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве РФ.
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.