«Это способ описания реальности»
Проект исследователей факультета математики ГУ-ВШЭ победил в конкурсе Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по научным исследованиям среди молодых ученых, кандидатов наук по математике, механике и информатике. О конкурсе и проекте факультета рассказывают доцент кафедры дискретной математики Алексей Зыкин и доцент кафедры алгебры Евгений Смирнов.
— В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности состоявшегося конкурса, и что можно сказать об уровне подаваемых заявок?
Евгений Смирнов: Правительство России реализует программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с 2009 года, и конкурс, в котором мы участвовали, — только один из целого ряда, проводимых Министерством образования и науки по самым разным научным направлениям. В нашем конкурсе участвовали исследовательские проекты в области математики, механики и информатики. В этом году было подано сорок заявок от исследовательских коллективов вузов и институтов России, четырнадцать из них победили, то есть получат государственное финансирование. Большая часть проектов из этих четырнадцати относится к механике, и только два проекта — наш и проект Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского — были посвящены фундаментальной математике. Мы исследуем проблемы теории представлений, алгебраической геометрии и теории чисел и их приложений к математической физике. В Москве, помимо нашего факультета, есть еще несколько центров, занимающихся исследованиями в этой и близких областях: Математический институт имени Стеклова Российской академии наук, Независимый Московский университет и механико-математический факультет МГУ.Евгений Смирнов
— Кто входит в состав вашей команды?
Е. Смирнов: Кроме меня, в проекте участвуют три сотрудника и два студента нашего факультета: профессор кафедры алгебры Михаил Финкельберг, доцент кафедры алгебры Леонид Рыбников, доцент кафедры дискретной математики Алексей Зыкин, студент 3-го курса Дмитрий Корб, студент 2-го курса Дмитрий Кубрак. На факультете математики ВШЭ учатся талантливые ребята, среди которых немало победителей Всероссийских олимпиад по математике, есть даже один победитель Международной математической олимпиады, и примерно половина студентов — выпускники сильных математических школ, московских и региональных. Преподавать такой аудитории по-настоящему интересно, потому что это не просто передача знаний от преподавателя студенту, а совместная творческая работа. Вообще математическая академическая среда — одна из самых демократичных, и множество новых идей и открытий появляются именно благодаря молодым ученым.
— Какие задачи вы ставите перед собой в данном проекте?
Е.Смирнов: Начнем с более общего вопроса: зачем в принципе нужна математика? Математика — это способ описания реальности, и без математического аппарата не может существовать ни одна естественная наука. Математика нужна и физикам, и биологам, и экономистам. Со времен Ньютона физика и математика находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга: физические задачи решаются при помощи математических теорий (причем зачастую эти теории появлялись даже раньше, чем ставились физические задачи), а идеи, приходящие из физики, способствуют созданию новых математических направлений. Наш проект как раз посвящен тем областям математики, которые связаны с современной математической физикой. Одна из этих областей — теория представлений — естественным образом возникает в задачах квантовой механики. Например, периодичность таблицы Менделеева и «цвета» излучения атомов можно объяснить при помощи теоретико-представленческих методов. Более тонкие физические вопросы, такие как изучение структуры атомного ядра, ведут к появлению новых, значительно более сложных математических задач. Рассмотрение подобных задач составляет значительную часть нашего проекта.
Алексей Зыкин: Еще одно направление исследований нашего проекта посвящено задачам теории чисел, или арифметики — области математики, которая изучает целые числа и сходные объекты. Оказывается, что, несмотря на кажущееся отсутствие связи между теорией чисел и математическим аппаратом физики, многие методы и подходы в этих областях — одни и те же. Теория чисел — это область математики, результатами которой ежедневно пользуются миллионы людей, обычно не догадываясь об этом: на теоретико-числовых методах основаны все современные алгоритмы передачи данных и их шифрования. Например, такие алгоритмы вы используете, набирая пин-код своей банковской карточки. Что же касается конкретных формулировок наших задач — боюсь, что объяснить это «на пальцах» невозможно. По крайней мере я за это не возьмусь. То же самое можно сказать и про ожидаемые результаты. Популяризация науки вообще и математики в особенности — дело очень непростое. Математика — наука теоретическая и оперирует абстракциями, которые почти невозможно объяснить бытовым языком.Алексей Зыкин
— Как вы думаете, почему именно в стенах Высшей школы экономики возник сильный математический исследовательский центр?
А.Зыкин: Математический факультет Вышки возник не на пустом месте, его фундаментом стал Независимый университет. Большая часть преподавателей факультета учились или преподавали там и продолжают сотрудничество с Независимым университетом. Я в этом смысле — тоже не исключение. Факультет имеет совместные с Независимым университетом программы. Например, программа «Math in Moscow» приглашает и принимает американских студентов на обучение в ГУ-ВШЭ и Независимом университете в течение одного или двух семестров. Немаловажную роль играет и грантовая поддержка. Этой весной математический факультет ГУ-ВШЭ выиграл грант на создание научно-образовательного центра, который придал официальный статус фактически существовавшей структуре, связанной и с проведением исследований, и с обучением аспирантов, студентов и школьников. Заниматься математическими исследованиями без общения с коллегами невозможно, поэтому мы участвуем в семинарах Математического института имени Стеклова, Независимого Университета, Института проблем передачи информации РАН.
— Существует мнение, что советская математика была на высоте в 60-ые годы прошлого века, а сейчас мы наблюдаем лишь отголоски былого величия...
Е.Смирнов: Математика — наука интернациональная. Трудно сказать, что такое российская или московская математика. Есть математика вообще. В математике нет секретных знаний, и очень мало тем представляют коммерческий интерес. У математики нет языковой проблемы, так как последние пятьдесят лет языком математики де-факто является английский. Статьи пишутся по-английски, конференции проводятся на английском, будь то в России, во Франции или где бы то ни было еще. Но если говорить о россиянах, занимающихся математикой, то я не согласен, что последние десятилетия были провальными. Если проверить список лауреатов самой престижной в математике премии — медали Филдса, которая вручается каждые четыре года, то в последние годы среди лауреатов этой премии оказывались и российские математики. Все они сейчас работают за границей — в Америке, во Франции, в Швейцарии — но все эти люди учились в российских школах, заканчивали здесь университеты, аспирантуру и работали в стране какое-то время. Поэтому разговоры о смерти российской математической школы явно преждевременны.
А. Зыкин: Я согласен с тем, что советская математика была особенно сильна в 60-е годы прошлого века. Тогда Московский государственный университет входил в пятерку ведущих мировых центров в области математики. В 1990-е годы очень многие математики были вынуждены уехать на Запад, но этот «исход» имел как минусы, так и плюсы. Сейчас в мире есть то, чего раньше не было — российская математическая диаспора.
— Как люди приходят в математику?
А. Зыкин: Мой пример мне кажется достаточно типичным. Я заинтересовался математикой в седьмом классе, стал зачитываться математическими книжками и поступил в московскую школу №57. Ее математические классы закончили известные математики, и, кстати, — многие сотрудники нашего факультета. В этой школе я проучился с 9-го по 11-й класс. Потом — мехмат МГУ и Независимый университет, совместная аспирантура Математического Института имени Стеклова и Université de la Méditerranée в Марселе. В этой траектории одна из ключевых, на мой взгляд, точек — математическая школа. В России существовала и продолжает существовать развитая система математических школ, внешкольных занятий, кружков — одним словом такая работа со школьниками, без которой у нас не было бы такого количества талантливых молодых исследователей. Важно, что школьники на таких занятиях встречаются с действующими математиками, то есть учатся математике «из первых рук». Поэтому и можно говорить о преемственности поколений в математике. Школьники учатся в математических школах, занимаются в кружках, потом становятся студентами, аспирантами, преподавателями и сами начинают заниматься со школьниками — зачастую еще во время учебы в университете. Так что эта система самовоспроизводящаяся.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Рыбников Леонид Григорьевич
Вам также может быть интересно:
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024
Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.
ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!
В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»
Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.
В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ
Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.
До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN
В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.
«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов
Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.
Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.
«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов
Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.