• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Необходимо обеспечить базовое финансирование длительных фундаментальных исследований, увеличить срок обучения в аспирантуре до четырех-пяти лет, развивать исследования в региональных вузах при участии ведущих исследовательских университетов. Об этих и других мерах поддержки науки ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил 7 декабря на заседании правления Российского союза ректоров.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо изменить сложившиеся механизмы финансирования российской науки. При нынешней системе, чтобы получить средства на исследования, ученые должны ежегодно участвовать в конкурсах и представлять отчетность — «если бы в таких условиях работала экономика, она давно бы встала». Наука — это часть экономики, и исследователи должны быть уверены в завтрашнем дне. Ректор НИУ ВШЭ предложил поставить перед руководством страны вопрос о переходе на трехуровневую систему финансирования науки.

Во-первых, необходимо обеспечить базовое финансирование фундаментальных «поисковых» исследований в хорошо зарекомендовавших себя научных центрах и университетах в расчете на 5–10 лет. Речь идет о таких стабильно работающих институциях, как, например, МГУ или Физтех. Они имеют репутацию, их научные достижения бесспорны, их никто не собирается закрывать, поэтому бессмысленно требовать от них ежегодного участия в конкурсах на получение финансирования.

Во-вторых, должна быть рационализирована существующая система распределения грантов. Большим научным коллективам в отдельных организациях можно выдавать «длинные» гранты — на срок до 7 лет. «Мы все понимаем, сколько времени длится научный проект. Могут быть контрольные точки, грант может быть приостановлен в случае неэффективного использования, но он должен выдаваться на длительный срок и институтам Российской академии наук, и ведущим исследовательским университетам», — подчеркнул ректор НИУ ВШЭ.

В-третьих, организации или их научные подразделения могли бы получать гранты на 3–5 лет. 3 года — это минимально допустимый период, «единственный приемлемый старт для финансирования науки», считает Ярослав Кузьминов.

Ректор НИУ ВШЭ также рассказал о возможной реформе российской аспирантуры.

Доход аспиранта должен соответствовать уровню средней зарплаты по региону, и это общемировая практика

По его мнению, аспирантура должна обеспечивать четырех- или пятилетний цикл подготовки диссертаций. Нынешняя трехлетняя система приводит к очень странной модели, когда даже в лучших учреждениях диссертации защищают лишь 20% выпускников аспирантуры, при этом очень немногим удается сделать это в пределах установленного срока обучения.

Ярослав Кузьминов считает, что аспирант должен получать достаточное материальное обеспечение, чтобы не заботиться о дополнительных заработках. Речь идет не только о стипендиях, но и о грантах, об оплачиваемом участии в научных проектах. Доход аспиранта должен соответствовать уровню средней зарплаты по региону, и это общемировая практика. Возможно сокращение количества мест в аспирантуре. «Почему мы считаем, что наш аспирант питается воздухом, и упорно воспроизводим прежнюю модель, я не понимаю», — сказал ректор НИУ ВШЭ.

Еще один вызов — развитие вузовской науки за пределами ведущих университетов.

Университет отличается от техникума тем, что там преподают ученые, и не стоит мириться тем, что некоторые университеты этому требованию не соответствуют. Поэтому нужно приложить усилия для развития научной составляющей во всех университетах, где это необходимо. Например, ведущий вуз получает грант на пятилетний сетевой научный проект вместе с тремя региональными университетами. Средства распределяются между всеми участниками проекта, и коллеги из этих университетов выполняют его часть.

«Сами региональные университеты зачастую не могут конкурировать, подавая заявку на грант в одиночку, — пояснил Ярослав Кузьминов. — А когда их просто приписывают к какому-то проекту, они ничего не получают. Но если мы хотим сохранить нашу высшую школу и не превращать ее в аналог техникумов, то нужно предложить институциональные, финансовые механизмы выживания региональных университетов на уровне высоких стандартов — стандартов реальной науки».

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.