• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как превратить математику в приключение

Что такое математика? Для профессионала — это целый мир, полный захватывающих приключений. Для «обычного» же человека это нечто скучноватое, связанное с зубрежкой в школе. Сотрудничающий с ВШЭ профессор Дрезденского технического университета и директор музея математики Бернард Гантер знает, как сделать математику захватывающей для всех. Своим опытом он поделился с новостной службой университета.

— Как получилось, что вы решили создать музей «Erlebnisland Mathematik»?

— Я давно преподаю, а преподавание — это тоже вид публичной деятельности, связанной с передачей знаний, так что, по-моему, все естественно. Впрочем, инициатива по созданию музея пришла извне. У одного человека было здание в Дрездене, и он хотел разместить в нем некую экспозицию, посвященную математике. Ему порекомендовали обратиться ко мне, мы поговорили, и меня это заинтересовало. Через какое-то время у этого человека возникли финансовые трудности, однако нам удалось получить поддержку от государства, которая и позволила создать экспозицию. Наш музей — муниципальный, городской, он занимает один этаж площадью около 1000 кв.м. Открытие состоялось в 2008 году, но я продолжаю свою деятельность в этом проекте, поскольку нужно постоянно придумывать что-то новое для того, чтобы экспозиция развивалась, чтобы она была созвучна времени.

— Судя по вашему рассказу, особых проблем с реализацией проекта не было? Сколько времени заняло создание выставки — от идеи до открытия?

— Проблемы были. И еще какие. Начать с того, что в правительстве сказали: «Мы выделяем вам деньги, но следующий год — это Год математики, так что открыть его нужно не позже осени следующего года». А узнали мы об этом в конце декабря! Мы были в шоке: здание в ужасном состоянии, а на все про все — лишь восемь месяцев, нам казалось, что это совершенно невозможно. Но мы это сделали.

— Вам пришлось бросить преподавание?

— Нет. Я как профессор имею достаточно большую степень свободы. Кроме того, коллеги решили, что создание подобного музея можно считать и университетским проектом. Словом, я продолжал и продолжаю выполнять свои обязанности по преподаванию. И потом, стоит учитывать, что в музее я не занимаюсь организацией работы всей инфраструктуры: служба безопасности, экскурсоводы, кафе и прочее — всем этим занимаются профессионалы. Я отвечаю только за математику и творческие идеи.

Мы считаем, что проблема с математикой — это не проблема доступа к знаниям: вы легко можете получить знания по математике где угодно. Проблема в том, что люди не хотят ее изучать

— Как бы вы описали музей? В чем его особенность?

— В нашей экспозиции нет текста. Вся выставка — это «положите сюда руки», «посмотрите», «потрогайте», «поиграйте» и т.д. Там нет ни задач, ни примеров, ни теории. Вы просто приходите, получаете опыт и отлично себя чувствуете. Вот в чем фокус. Все экспонаты реальные, цифровых почти нет, за исключением нескольких компьютеров.

— Какова основная аудитория экспозиции?

— Те деньги, что мы получили, были выделены на программу «обучения» взрослых. Но, конечно, наша основная аудитория — это школьники, которые ходят к нам каждый день. Музей посетили уже полмиллиона человек, при том что практически той же цифрой измеряется все население Дрездена, так что это действительно много. Зачастую бывает так: учителя приводят сюда группы школьников, детям экспозиция приходится по душе, и они приходят снова, например, с бабушками и дедушками.

— Какова «программная цель» музея?

— Мы считаем, что проблема с математикой — это не проблема доступа к знаниям: вы легко можете получить знания по математике где угодно. Проблема в том, что люди не хотят ее изучать. Люди говорят, что математика их не интересует. Тому есть много причин, и мы с этим работаем. Не с информацией, а с отношением, с чувствами, с восприятием математики. Мы делаем это, например, средствами дизайна. Наша выставка была номинирована на премию «German Design Award», а также выиграла награду «Saxonian Design Award». У нас работают профессиональные дизайнеры. Когда вы входите в музей, вы ожидаете увидеть что-то связанное с математикой. А что это может быть? Что-то вроде чисел на школьной доске, ничего особенно красивого. Но вы входите и видите помещение с прекрасным светом, разнообразием цветов, форм и материалов. Там примерно сто экспонатов, с каждым из которых можно каким-то образом поиграть. Вы можете их потрогать, получить какой-то опыт, в этом и состоит приключение.

Мне припомнилась в связи с этим одна забавная запись в гостевой книге музея. Одна девочка написала следующее: «Мы посмотрели выставку. Папа очень многое нам объяснил, так как он инженер и обладает более логическим мышлением, чем мы. Но несмотря на это, нам все очень понравилось».

— Как началось ваше сотрудничество с ВШЭ?

— Это длинная история. Сейчас трудно точно сказать, но, кажется, все началось в 1997 году, когда мы познакомились с Сергеем Кузнецовым. С тех пор мы регулярно и успешно сотрудничали в области математики. И это сотрудничество естественным образом продолжилось и развилось, когда он стал работать в ВШЭ. Затем доцент Вышки Сергей Объедков год провел в Дрездене. Несколько человек из его команды приезжали в Дрезден как приглашенные исследователи. Мы выпустили немало совместных публикаций, провели несколько совместных конференций. Словом, с ВШЭ у нас наладилось очень хорошее и профессиональное сотрудничество. Я считаю, что качество подготовки аспирантов в Вышке не отстает и часто даже лучше, чем качество подготовки PhD студентов во многих европейских университетах. Это очень хороший уровень. Несколько приглашенных лекторов из Вышки преподавали в нашем университете, для чего проходили весьма серьезные экзамены, и у них были очень хорошие результаты (знаете, в Дрезденский университет приезжают приглашенные лекторы из разных стран, и не всегда все бывает так гладко).

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и ВТБ запустили онлайн-курс для школьников и студентов «Математика для неЛюбителей»

Авторы курса в восьми уроках на примерах из жизни показывают важность и нужность математики. Курс предназначен для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, и студентов, обучающихся по специальностям, не требующим углубленного знания этого предмета. Проект реализован учеными и преподавателями НИУ ВШЭ по инициативе ректора Никиты Анисимова при поддержке Банка ВТБ.

«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»

На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.

Математики России и Китая встретятся в Вышке

С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.

НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»

С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»

«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.

В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики

3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».

Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022

29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.

«Математика — это праздник, который всегда с тобой»

Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»

В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.