Как школе стать эффективной и как оценить качество работы вуза
15 апреля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ были представлены два доклада зарубежных исследователей: об эффективности школьного образования и о подходах к оценке качества работы вузов.
Семинар был разделен на две части. В первой президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ Альма Харрис рассказала, что такое эффективная школа, во второй почетный профессор Университета Левена (Бельгия) Эрик де Корте поделился европейским опытом независимой оценки образовательных программ вузов.
Нужно убедить неблагополучные школы объективно взглянуть на свои трудности
В России под эффективностью школы часто понимается ее способность сэкономить деньги. Альма Харис в своем докладе предложила другое понятие эффективности, появившееся в США в 1960-х годах.
Один американский исследователь сделал тогда вывод, что успехи школьника в учебе прямо пропорциональны доходам его семьи, а другие исследователи, тоже американские, не согласившиеся с этой гипотезой, стали выявлять школы, которые и в неблагоприятном социальном окружении добиваются высоких образовательных результатов. Такие школы стали называть эффективными, а эти исследователи создали движение «Эффективные школы», распространившееся и на другие страны.
Решающее влияние на то, подготовится ребенок к поступлению или нет, в России оказывает семья
За несколько десятилетий работы были выявлены признаки, объединяющие эффективные школы в разных странах мира.
В такой школе педагогический коллектив четко понимает общие для всех цели. Учителя работают сообща, посещают уроки друг друга, обсуждают профессиональные проблемы. Директор помогает своим подчиненным, разбирается в педагогике. К детям предъявляются высокие требования, регулярно проводится мониторинг их образовательных достижений. У школы хорошие отношения с родителями. И так далее.
Есть примеры успешного достижения этого идеала, и теперь дело за малым: нужно убедить неблагополучные школы объективно взглянуть на свои трудности и добиться того, чтобы органы управления образованием подходили к вопросу об «эффективности» школ осторожно и не торопились наказывать тех, кто пока «неэффективен».
По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, работу системы образования можно оценивать с двух позиций: удалось ли достичь наилучших возможных результатов и удалось ли обеспечить равенство возможностей детей? В России первому вопросу уделяется много внимания, второй совершенно забыт. Результат — список «500 лучших школ России», в которые принимают только по итогам предварительного отбора. А решающее влияние на то, подготовится ребенок к поступлению или нет, в России оказывает семья.
Система аккредитации вузов становится тормозом инноваций
Во втором докладе речь шла об оценке вузов, эта проблема актуальна для России, где теперь мониторинг эффективности вузов проводится каждый год, вводятся новые формы аккредитации. Доклад Эрика де Корте показал, что схожие проблемы волнуют и университетское сообщество США и Европы.
До 1970-х годов в Европе не существовало внешней оценки университетов — до тех пор, пока государство не заинтересовалось тем, как расходуются средства. Тогда впервые появилась независимая оценка качества. Раз в несколько лет каждый вуз собирал сведения о своих выпускниках, о квалификации преподавателей, о ресурсном обеспечении (библиотека, лаборатории и прочее). Эта информация сначала оценивалась внутри вуза, а затем предоставлялась комиссии, в которую входили представители других вузов. Комиссия также проводила опросы студентов, выпускников, преподавателей и затем давала оценку работы вуза.
Эта система сыграла позитивную роль. Вузы стали обращать внимание на педагогические компетенции преподавателей, а не только на исследовательские, как раньше. Однако после десяти лет существования система независимой оценки, исчерпавшая, по мнению многих экспертов, свою полезность, была заменена системой аккредитации. Университеты Бельгии и Нидерландов вступили в Болонский процесс, потребовавший большей стандартизации процесса обучения и более жестких рамок.
Пока аккредитация отдельных программ лишь дополняет громоздкую процедуру аккредитации вузов в целом
Система государственной аккредитации в настоящее время предполагает те же процедуры, что и независимая оценка качества, но с двумя отличиями. Во-первых, после комиссии экспертов из университетского сообщества вуз оценивается представителями госструктур. Во-вторых, по итогам оценки вуз могут лишить права на образовательную деятельность. В результате чиновники получили больше влияния на образование, чем экспертное сообщество. Система аккредитации вузов становится тормозом инноваций — никто не хочет рисковать.
По мнению Эрика де Корте, для совершенствования сложившейся системы можно перейти к аккредитации отдельных программ на основе ограниченного числа параметров. В качестве экспертов в таком случае должны выступать представители других вузов, работающие по тем же направлениям. Такая система уже развивается в Бельгии и Нидерландах. Но пока аккредитация отдельных программ лишь дополняет громоздкую процедуру аккредитации вузов в целом.
С этой точкой зрения, но уже применительно к России согласилась директор программы развития ВШЭ Ирина Карелина. По ее словам, почти в каждом вузе существуют образовательные программы по самым разным направлениям подготовки, причем как высокого, так и низкого уровня. Это нормально. Оценить вуз в целом в такой ситуации проблематично. Аккредитация отдельных программ предоставляет больше возможностей.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Карелина Ирина Георгиевна
Директор программы развития ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.