• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи

Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

— Владимир Александрович, вы уже рассказывали в своем интервью на портале, что изучает когнитоника, вы говорили о том, что ее можно охарактеризовать как науку о человеке в цифровом мире и задача ее — выявить искажения в когнитивно-эмоциональном развитии личности, вызванных стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и процессом глобализации, и, главное, компенсировать эти искажения. Что нового происходит в когнитонике? Каков был в этом году состав участников и какие основные новые проблемы рассматривались в докладах на конференции в Словении?

— Бросающейся в глаза особенностью XVI мультиконференции «Информационное общество» стал пленарный доклад на ее открытии министра обороны Республики Словения, господина Романа Якича. В этом отразился взгляд Европейского союза на состояние ИКТ и уровень интеллектуально-эмоционального развития молодого поколения как важные стратегические ресурсы страны.

Программа конференции по когнитонике включала в себя 18 докладов, подготовленных 32 учеными из 14 стран.В этом году был рассмотрен целый ряд новых проблем и подходов к их решению. Например, доктор Томас Кэйн из Университета Стирлинга (Великобритания) в своем докладе отметил, что, по имеющимся данным, распределение способностей в разных слоях общества примерно одно и то же. Однако в очень многих странах слабо развиты «социальные лифты». Так, в Великобритании более 50 процентов детей, когда вырастут, будут получать зарплату, не превышающую зарплату их отца. Поэтому общество в целом проигрывает из-за того, что многие способные молодые люди не имеют достаточно высоких амбиций и не попадают на престижные, важные для общества трудовые позиции. В качестве пути решения этой проблемы в докладе было предложено построение «когнитивных тоннелей» в форме видеоконференций, позволяющих школьникам вступить в диалог с известными, скажем, медиками, журналистами, членами парламента… На мой взгляд, это направление исследований важно и для нашей страны.

— Почему повышенное внимание исследователей было уделено именно вопросам образования?

— Стремительность и масштабы изменений в обществе, вызванные бурным прогрессом ИКТ, столь велики, что приводят к серьезным изменениям в когнитивно-эмоциональной сфере у огромного количества людей, особенно у подрастающего поколения. Так, в Великобритании уже предлагается повысить возраст категории так называемых тинэйджеров до 25 лет. Дело в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени, это препятствует получению реального социального опыта, и, следовательно, молодые люди уже не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки, в отличие от предыдущего поколения, не ставшего «жертвой» поголовной компьютеризации. Современное общество может в скором времени столкнуться с «айсбергом» поздней социализации детей в совокупности с предоставленными детям широкими возможностями для реализации компьютерных навыков (уже сейчас во многих странах школьники взламывают серверы значимых социальных и даже военных объектов).

— Какое решение проблемы предлагает когнитоника?

— Лучшим решением будет являться более ранняя социализация на основе методов обучения и воспитания, обеспечивающих опережающее развитие души по отношению к способности обработки информации. Сегодня такую возможность предоставляет система методов эмоционально-образного обучения, разработанная у нас и являющаяся важной частью конструктивного ядра когнитоники. Исследования показали, что сознание 5-6 летнего ребенка требует «красивого» языка для выражения эмоций, при этом метафорические конструкции часто лучше воспринимаются не на родном, а на иностранном языке, поскольку в таком случае ребенок не ощущает конфликта между языком повседневной жизни и языком художественным. Необходимо учить в полной мере переживать и выражать свои эмоции, вписывать чувство красоты в мировосприятие ребенка. При этом, как было отмечено на конференции в докладе доктора Анжелы Христофиду (Кипр), опиравшейся на результаты трехлетнего исследования, проведенного семью ведущими университетами США, художественное воспитание играет огромную роль в когнитивно-эмоциональном развитии, в формировании базовых жизненных умений (например, изучение музыки положительно влияет на способность быстро обрабатывать информацию в различных сферах деятельности, скажем, на успешность решения геометрических задач).

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого научного направления?

— Специалисты из разных стран предлагают различные методики и способы достижения положительного эффекта, поэтому в рамках конференций по когнитонике достигается синергия подходов. Я назвал бы когнитонику наукой междисциплинарной, кстати, именно по этой причине ее невозможно вместить в рамки какого-либо университетского факультета. Развитие когнитоники происходит и будет происходить в рамках совместной работы ученых разных специализаций многих стран. Так, несколько дней назад поступило предложение от издательства Cambridge Scholars Publishing (Великобритания) объединить лучшие доклады трех прошедших конференций по когнитонике в единое издание. В настоящее время идеи когнитоники поддерживаются учеными из 21 страны пяти континентов: Азии, Африки, Европы, Северной Америки и Южной Америки, поскольку вопросы, которыми занимается когнитоника, со временем становятся лишь актуальней.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.