Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи
Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.
— Владимир Александрович, вы уже рассказывали в своем интервью на портале, что изучает когнитоника, вы говорили о том, что ее можно охарактеризовать как науку о человеке в цифровом мире и задача ее — выявить искажения в когнитивно-эмоциональном развитии личности, вызванных стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и процессом глобализации, и, главное, компенсировать эти искажения. Что нового происходит в когнитонике? Каков был в этом году состав участников и какие основные новые проблемы рассматривались в докладах на конференции в Словении?
— Бросающейся в глаза особенностью XVI мультиконференции «Информационное общество» стал пленарный доклад на ее открытии министра обороны Республики Словения, господина Романа Якича. В этом отразился взгляд Европейского союза на состояние ИКТ и уровень интеллектуально-эмоционального развития молодого поколения как важные стратегические ресурсы страны.
Программа конференции по когнитонике включала в себя 18 докладов, подготовленных 32 учеными из 14 стран.В этом году был рассмотрен целый ряд новых проблем и подходов к их решению. Например, доктор Томас Кэйн из Университета Стирлинга (Великобритания) в своем докладе отметил, что, по имеющимся данным, распределение способностей в разных слоях общества примерно одно и то же. Однако в очень многих странах слабо развиты «социальные лифты». Так, в Великобритании более 50 процентов детей, когда вырастут, будут получать зарплату, не превышающую зарплату их отца. Поэтому общество в целом проигрывает из-за того, что многие способные молодые люди не имеют достаточно высоких амбиций и не попадают на престижные, важные для общества трудовые позиции. В качестве пути решения этой проблемы в докладе было предложено построение «когнитивных тоннелей» в форме видеоконференций, позволяющих школьникам вступить в диалог с известными, скажем, медиками, журналистами, членами парламента… На мой взгляд, это направление исследований важно и для нашей страны.
— Почему повышенное внимание исследователей было уделено именно вопросам образования?
— Стремительность и масштабы изменений в обществе, вызванные бурным прогрессом ИКТ, столь велики, что приводят к серьезным изменениям в когнитивно-эмоциональной сфере у огромного количества людей, особенно у подрастающего поколения. Так, в Великобритании уже предлагается повысить возраст категории так называемых тинэйджеров до 25 лет. Дело в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени, это препятствует получению реального социального опыта, и, следовательно, молодые люди уже не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки, в отличие от предыдущего поколения, не ставшего «жертвой» поголовной компьютеризации. Современное общество может в скором времени столкнуться с «айсбергом» поздней социализации детей в совокупности с предоставленными детям широкими возможностями для реализации компьютерных навыков (уже сейчас во многих странах школьники взламывают серверы значимых социальных и даже военных объектов).
— Какое решение проблемы предлагает когнитоника?
— Лучшим решением будет являться более ранняя социализация на основе методов обучения и воспитания, обеспечивающих опережающее развитие души по отношению к способности обработки информации. Сегодня такую возможность предоставляет система методов эмоционально-образного обучения, разработанная у нас и являющаяся важной частью конструктивного ядра когнитоники. Исследования показали, что сознание 5-6 летнего ребенка требует «красивого» языка для выражения эмоций, при этом метафорические конструкции часто лучше воспринимаются не на родном, а на иностранном языке, поскольку в таком случае ребенок не ощущает конфликта между языком повседневной жизни и языком художественным. Необходимо учить в полной мере переживать и выражать свои эмоции, вписывать чувство красоты в мировосприятие ребенка. При этом, как было отмечено на конференции в докладе доктора Анжелы Христофиду (Кипр), опиравшейся на результаты трехлетнего исследования, проведенного семью ведущими университетами США, художественное воспитание играет огромную роль в когнитивно-эмоциональном развитии, в формировании базовых жизненных умений (например, изучение музыки положительно влияет на способность быстро обрабатывать информацию в различных сферах деятельности, скажем, на успешность решения геометрических задач).
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого научного направления?
— Специалисты из разных стран предлагают различные методики и способы достижения положительного эффекта, поэтому в рамках конференций по когнитонике достигается синергия подходов. Я назвал бы когнитонику наукой междисциплинарной, кстати, именно по этой причине ее невозможно вместить в рамки какого-либо университетского факультета. Развитие когнитоники происходит и будет происходить в рамках совместной работы ученых разных специализаций многих стран. Так, несколько дней назад поступило предложение от издательства Cambridge Scholars Publishing (Великобритания) объединить лучшие доклады трех прошедших конференций по когнитонике в единое издание. В настоящее время идеи когнитоники поддерживаются учеными из 21 страны пяти континентов: Азии, Африки, Европы, Северной Америки и Южной Америки, поскольку вопросы, которыми занимается когнитоника, со временем становятся лишь актуальней.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фомичев Владимир Александрович
Вам также может быть интересно:
«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»
28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу
Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В России разработана программа для диагностики дислексии
Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы
Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи. Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.
Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»
Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.
Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами
Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).
Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего
Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».
Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития
Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.