• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ проанализировали модели образовательного поведения студентов российских вузов

Ученые ВШЭ проанализировали модели образовательного поведения студентов российских вузов

© Евгения Башкардина / Высшая школа экономики

Российские студенты выбирают вузы, чтобы повысить шансы на трудоустройство. Во время учебы они ожидают найти друзей, учиться только на «отлично» и «хорошо» и принимать участие в научных исследованиях и проектах. Большинство боится незнания ответов на экзаменационные вопросы, отчисления и критики родителей за плохие оценки. Таковы результаты исследования Центра социологии высшего образования (ЦСВО) НИУ ВШЭ.

Исследование было проведено в рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», реализуемого по программе «Приоритет-2030».

Чтобы изучить способы взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, а также проанализировать связи образовательного поведения и показателей успешности учащихся вузов, исследователи ЦСВО НИУ ВШЭ провели опрос более 5 тысяч студентов-первокурсников девяти ведущих российских вузов. Вопросы, которые задавали респондентам, касались их установок по отношению к высшему образованию, планов на обучение, ожиданий от образовательного процесса и университетской жизни в целом.

Опрос показал, что современные студенты в первую очередь получают высшее образование для выхода на рынок труда. Инструментальные мотивы (получение специальных знаний — 59%, улучшение шансов на трудоустройство — 54%) по своей популярности превосходят другие. Таким образом, в представлениях большинства обучающихся университет выполняет буферную функцию между школой и рынком труда. Интересно, что на развитие универсальных навыков (критическое мышление, навыки коммуникации, аналитические навыки, которые так важны сейчас для работодателей) во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных студентов. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом (44%), жизненным опытом (29%) и расширением кругозора (19%). Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде (15%), а также с повышением своего социального статуса (14%), являются одними из наименее популярных.

Подавляющее большинство студентов согласны с идеей о том, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей. Однако еще большее число студентов согласились с мнением о том, что значимость высшего образования в современном мире преувеличена. Студенты скорее не соглашаются с тем, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Иначе говоря, высшее образование рассматривается именно в качестве возможности, которая повышает шансы на успешную профессиональную самореализацию, но не гарантирует ее и, более того, не является единственным способом ее достижения.

Что касается ожиданий от учебы в университете, то для современных первокурсников наиболее важным из них является дружба с другими студентами (87%). Затем следуют варианты, которые непосредственно связаны с учебой в университете, — желание получать только хорошие и отличные оценки, а также участие в научных исследованиях и проектах. Интересно, что посещение студенческих вечеринок важно только для половины опрошенных (49%). Это позволяет предположить, что заводить новых друзей студенты планируют в ходе обучения, участия в научной работе (важно для 70%) и творческих и культурных мероприятиях (важно для 59%).

Несмотря на позитивные ожидания от учебы в университете, у первокурсников все же есть некоторые страхи. Мнение родителей по-прежнему является важным для студентов. Так, 48% первокурсников согласились с утверждением о том, что родители будут критиковать их за плохие оценки. Каждый второй студент (51%) переживает из-за того, что его могут отчислить из университета. Можно предположить, что поэтому большинство опрошенных (63%) готовы прибегнуть к нечестному поведению: если на экзамене они не будут знать ответа на вопрос, то они готовы воспользоваться шпаргалкой, чтобы не получить неудовлетворительную оценку.

Иван Груздев, директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ

Этот проект начался с нашего с коллегами удивления, вызванного тем, что преподаватели даже крайне селективных университетов России часто жалуются на своих студентов — вчерашних круглых отличников в школе. Как же так? Мы хотим дать обстоятельный ответ на этот вопрос, исследовав образовательное поведение одних и тех же студентов на протяжении нескольких лет. Первые наблюдения показывают, что среди первокурсников доминирует трансакционная модель, в рамках которой студенты относятся к обучению как к инструментальному обмену времени и усилий на оценки и в конечном счете — на предполагаемый успех на рынке труда. Такой прагматичный взгляд может не всегда соответствовать ожиданиям части университетских профессоров, предпочитающих ученической установке получать хорошие оценки искренний интерес к наукам.

Вам также может быть интересно:

«Мы создаем медицину будущего»

Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.

Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем

Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые

Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.

В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов

Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.

Заглянуть в будущее: как вышкинцы изучают меняющийся мир

Молодые ученые Вышки представили свои исследовательские проекты, ставшие победителями конкурса стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Они будут строить прогнозы финансовых показателей российских компаний и развития вторичных санкций, просчитывать размер инвестиций в системы теплоснабжения, изучать причины готовности населения к благотворительности, учиться применять новые методы форсайта, а также изучать возможности использования методов научной фантастики.