Российский бизнес и ЕС: без стереотипов
Недавно Артем Булатов, выпускник бакалавриата факультета политологии ГУ-ВШЭ, вернулся в Москву из Великобритании, где прошел первый год его обучения на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и Университета Кента "Международные отношения в евроатлантическом и евроазиатском сообществах".
Артем — первый магистрант этой программы. В интервью он рассказывает о том, как учиться в условиях диалога культур и зачем это нужно российскому выпускнику.
— Артем, почему ты решил поступать именно на эту магистерскую программу — "Международные отношения в евроатлантическом и евроазиатском сообществах"?
— Мне хотелось, во-первых, остаться в Вышке и, во-вторых, поменять атмосферу. Не в том смысле, что люди, окружавшие меня, мне не нравились, но мне хотелось узнать новых людей, окунуться в другую обстановку, поучиться за рубежом. Я закончил бакалавриат факультета политологии ГУ-ВШЭ. Кроме программы в Кенте, я еще подавал документы на учебу в Голландии, но там мне программа меньше понравилась. Еще я думал поступать в Московскую высшую школу социальных и экономических наук Теодора Шанина, профессора социологии Манчестерского университета, но когда узнал, что они не ездят учиться в Манчестер, передумал.
Избранная мною программа в университете Кента платная, но я обучался в бакалавриате бесплатно и работал и мог позволить себе при поддержке родителей уехать туда. Я хотел именно поучиться за рубежом. Очень важно окунуться в иную образовательную среду, она многое дает не только в плане знаний, но и в плане опыта общения, и мои ожидания полностью оправдались. Это одна из первых программ такого рода, за исключением Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ. Но в МИЭФ есть один большой недостаток: они не ездят учиться в Лондон, профессора из Лондона приезжают сюда. На этой программе первый год студенты обучаются в Англии, в Университете Кента, а на второй — возвращаются в Вышку.
В университете Кента я проучился год по курсу "международные отношения". Здесь, в России, это будет входить в государственный стандарт по магистерскому диплому политолога. Эта программа очень интересна и очень полезна. Университет Кента находится где-то в 100 километрах от Лондона. Мне он нравится больше, чем Оксфорд или Кембридж, построенные уже в городах. Университет Кента был вынесен за пределы города. Там огромный кампус, и это совершенно другая университетская среда и учебная атмосфера, чем здесь, в Москве, или в любом другом большом городе. Совершенно по-другому себя чувствуешь.
— Какие документы требовались для того, чтобы поступить?
— Я написал в университет Кента мотивационное письмо, потом заполнил анкету, проверявшую некоторые знания. Затем было собеседование с руководителями программы от Вышки. Также нужно было продемострировать знание английского языка. Но так как я шел практически на красный диплом, у меня никаких проблем не было.
— И какие у тебя впечатления от английского образования? Сильно ли их система отличается от нашей?
— Образование там совершенно другое. Там очень мало лекций. Работа — это в первую очередь библиотека и общение с профессорами в их присутственные часы. Тебе дают определенные рамки, но эти рамки очень широки, ты можешь двигаться влево, вправо, по центру. Я бы назвал это картированием. Еще есть список литературы, с помощью которого ты определяешь тот вектор, по которому ты двигаешься в заданных рамках. Тебя отпускают в свободное плавание, но дают маяки, которые тебя направляют. Опыт написания эссе на английском совершенно бесценный. У нас все-таки по-другому: там на эссе в 3000 слов дают неделю, поэтому больше возможностей их написать качественно, чем у нас. Хотя у нас тоже неплохо: за что я люблю Вышку, так это за то, что она меняется.
— А как тебе жилось в Кенте?
— Жил я в кампусе, в домике со студентами со всего мира. Так получилось, что британцев там было мало: были немцы, французы, индийцы. Там тебе предоставляют массу возможностей в университете, спортивная инфраструктура огромная. Что мне понравилось: все автоматизировано. У нас тут студенческий билет, по которому ты активируешь карточку в метро и проходишь в здание. Читательский в библиотеку. Куча корочек. У них одна карточка: по ней ты кушаешь, ходишь в библиотеку, вообще все делаешь. Система одновременно легкая и сложная, потому что если я карточку потеряю, то вообще ничего не могу. Все очень технологично. В университете Кента огромная библиотека с большим количеством литературы не только на английском языке. В студенческом городке есть несколько книжных магазинов, другие магазины с едой, бытовой химией, со всем, что нужно.
В университете все разделено по колледжам, и все колледжи соревнуются между собой. Там даже бары есть в университете, в результате ты как бы все время контролируешься университетом. Это и хорошо, и плохо. Что касается знаний, то если ты не знаешь, чего хочешь, ты ничего не получишь. Казалось бы, ну что это — три лекции в неделю? Но я туда ехал с определенными целями, зная, что мне надо, и это оказалось принципиально важно.
Еще это огромный опыт международной коммуникации: в кампусе очень много людей разных национальностей, начинаешь понимать их лучше. Я посмотрел, как они относятся к нашей стране, у меня это слегка с тематикой диссертации переплетается, мне было интересно.
— Как же, по-твоему, они относятся к россиянам и к России?
— Есть правительство, и есть граждане страны. В Европе население очень критично относится к правительству. Вот, например, отношение британского правительства к России так себе. А народ очень хорошо к нам относится и понимает нас, чего я не могу сказать о французах: там правительство очень хорошо относится к нам, а вот народ — не очень. А вообще Россия перестала быть для них экзотической страной. Когда был СССР, наша страна была для них романтичной, а сейчас что Россия? Каждый может поехать. Ничего особо интересного. Это то, что думает о нас средний образованный класс.
— А как тебе было общаться со студентами-иностранцами?
— Они более политкорректны, они гораздо более толерантны, у них каждый знает свой предел, свое место в жизни. Наше же поколение в России очень амбициозно. Все куда-то рвутся.
— Расскажи, о чем твоя магистерская диссертация.
— Мой диплом связан с представительством российского бизнеса в ЕС. Не только крупного, но и малого, и среднего. Я как раз недавно летал в Брюссель, проводил интервью. Я занимаюсь не только академической работой, но и свои проекты веду, связанные с этой темой. Тема интересная, она нравится мне тем, что она свободна от различных стереотипов. Сейчас в политологии очень модны всякие цивилизационные, культурные аспекты. Их часто преувеличивают, а когда есть жесткий экономический интерес, эти факторы на самом деле не главные. Поэтому я сейчас погрузился в экономические расклады. Руководитель диплома у меня Ричард Саква. Не будет большим преувеличением сказать, что это один из самых известных специалистов по России в Великобритании. У него уже две книги про Российскую Федерацию, он говорит по-русски. Скоро, кстати, приезжает сюда.
— А как, на твой взгляд, отличается работа с научным руководителем здесь и в Англии?
— Я бы сказал, что специфика только в том, что там если написано: "присутственные часы такие-то", то он сидит в это время на своем месте, а у нас надо все-таки созваниваться, зачастую руководитель в свои присутственные часы занят.
— Проблем с языком у тебя не было?
— Английский я учил сначала в школе, потом в Вышке. В 2006 году ездил в Америку по программе work and travel и могу сравнивать британский английский с американским английским. Американский, конечно, намного легче. Поэтому лучше ехать сначала в Англию, чем в Америку. Британский английский совершенно другой. Особенно у того поколения, которое училось в 60-е, 70-е годы. Сейчас те традиции утеряны, особенно на севере Англии, очень трудно понимать тамошний язык. Мне повезло, я жил на юго-востоке. Мне мой английский товарищ рассказывал, что его родителей учили специально правильно говорить, дикцию им ставили. Сейчас в английских школах этого нет, поэтому стало хуже. У нас в Вышке, думаю, английского маловато. Когда на 4-м курсе английского в программе уже нет, то он же теряется.
— Тебе еще предстоит год учиться в магистратуре Вышки, но наверняка ты уже представляешь себе свою дальнейшую карьеру?
— Я работаю со 2-го курса, занимался консалтингом в области образования, здравоохранения, корпоративным консалтингом. Потом перешел на более экспертную позицию, стал заниматься корпортивно-социальной ответственностью. Потом уехал в Англию. Сейчас у меня есть несколько своих проектов по здравоохранению, по корпоративно-социальной ответственности, которыми я занимаюсь. Вообще Англия изменила мою приоритетность. На английский диплом сейчас очень смотрят, и меняется отношение к тебе. Меняется стиль коммуникации. Теперь, если я предлагаю какой-то формат разговора, от этого уже сложнее уйти. Например, я показываю, что со мной невозможно разговаривать с позиции возрастной дискриминации, и это принимается. Сейчас у меня есть диссертация и рабочий проект в этой сфере, который я делаю вместе с партнерами. То есть я переношу из рабочей сферы в академическую то, что нужно. В моей теме взаимодействия России с ЕС занято очень много народу. Но компаний, как я понимаю, будет еще больше, и в этой сфере я себя задействую. А будет ли это внешний консалтинг или внутренний, я пока не знаю. Но чувствую, что я владелец своего времени и своих проектов, и мне это очень нравится.
— А в аспирантуру или на PhD ты не собираешься?
— Пока нет. Там, на Западе, есть в их менталитете один большой минус. Сидел я как-то с ребятами, которые делают PhD. И спросил у девушки-японки: а зачем ты делаешь PhD? Она была просто в шоке: что значит — зачем? Ну, делаю и делаю. У них много предложений, много вариантов развития. Они хватают самое простое, то, что лежит на поверхности. У наших людей меньше вариантов и больше рефлексии. Мы задаемся вопросом, а зачем мне это надо. Я пока не чувствую необходимости в этом. Когда пойму, зачем мне это нужно, тогда буду делать.
— Что бы ты посоветовал студентам, поступающим на эту программу?
— Я бы посоветовал понимать, что ты хочешь. И наслаждаться каждым моментом там, в Англии. Потому что я, конечно, туда еще поеду, но это будет уже не то. Там очень много всего можно усвоить и в плане коммуникации с людьми, и в плане рабочих перспектив. Жить и схватывать каждый момент, не упускать ничего, что могло бы быть полезно в работе, образовании и личном развитии.
14 мая в здании на Мясницкой, 20 состоится презентация программы, на которой декан Школы российских исследований Леонид Ионин расскажет об особенностях обучения по программе и ответит на вопросы всех, кто заинтересован в поступлении на программу. Я тоже буду там и с удовольствием отвечу на вопросы, поделюсь опытом.
Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Программа “Нейромедиа” — это трансформация не только студента, но и университета»
12 июля состоялся первый выпуск совместной программы «Нейромедиа» Высшей школы экономики и Донского государственного технического университета (ДГТУ). 18 выпускников подтвердили свою квалификацию и стали обладателями дипломов сразу двух университетов. Такой формат обучения дает возможность одаренным студентам получать образование по самым высоким стандартам НИУ ВШЭ, не покидая родного региона, а местным компаниям и организациям — привлекать молодых профессионалов.
Первые выпускники программы двойных дипломов по экономике и анализу данных получили дипломы НИУ ВШЭ и ТюмГУ
Десять выпускников успешно завершили совместную программу бакалавриата по экономике и анализу данных. В июне они защитили свои выпускные квалификационные работы перед единой комиссией, состоящей из представителей двух вузов и внешних работодателей.
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета
Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.
«Мы действительно движемся на Восток»
На факультете мировой экономики и мировой политики прошла презентация образовательной программы двух дипломов ВШЭ и университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии», набор на которую впервые прошел минувшим летом. На презентации присутствовали заместитель главы посольства Республики Корея г-н Ли Джин Хён, проректор университета Кёнхи г-н Гон Кан, представители посольств Китая, Японии, Индонезии, Вьетнама, Малайзии.
На программе «Сравнительные социальные исследования» можно будет получить двойной диплом ВШЭ и французской EHESS
НИУ ВШЭ и французская Высшая школа социальных наук (EHESS) подписали соглашение о двойных дипломах в рамках магистерской программы «Сравнительные социальные исследования». Это уже второй трек двойных дипломов, доступный студентам программы. Ранее в этом году было подписано соглашение со Свободным университетом Берлина.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
Программы Вышки, где вы начнете даже мыслить на двух языках
В 2018 году Высшая школа экономики ведет набор на 5 бакалаврских программ, где можно не учить английский, а учиться на английском. По окончании таких программ выпускники получают два диплома: российский и зарубежный, причем обязательный выезд из России предусмотрен лишь на одной из них.
Студенты ВШЭ, владеющие корейским языком, смогут пройти стажировку в Hyundai
Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии» заключила соглашение с российским офисом Hyundai Corporation об открытии стажерской программы.