Серебряный птенец: Мария Мандрыкина
Мария Мандрыкина, студентка второго курса магистратуры факультета психологии ВШЭ и обладательница премии «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец», рассказала о своем взгляде на работу психотерапевта и профессиональных планах.
— Как вы относитесь к этому своему достижению — победе в номинации «Серебряный птенец»?
— Я сидела в зале, когда объявляли имена лауреатов, и для меня было настолько неожиданно услышать свое имя, что я поначалу даже засомневалась, а не показалось ли мне. Я читала отзывы о других номинантах в этой категории, и у меня возникало чувство гордости, что я учусь в одном вузе с такими талантливыми ребятами. В этом году я завершаю обучение в магистратуре НИУ ВШЭ, поэтому эта награда для меня стала особенно ценной, так как она в определенном роде подводит итоги моей студенческой жизни, и я благодарна старшим коллегам за поддержку моей кандидатуры.
— А что вы в целом думаете о премии «Золотая Вышка»?
— Я думаю, что это прекрасная возможность лучше познакомиться с теми, кто олицетворяет собой вуз. Это люди, действительно подающие пример и достойные восхищения — воображаю, как сложно Коллегии ординарных профессоров каждый раз определять победителя из числа претендентов.
— Когда вы решили, что хотите заниматься психологией?
— Это было в 10 классе, когда я понимала, что уже неплохо было бы задуматься о выборе вуза. Мне всегда были интересны люди, да и вопросы самопознания также были для меня актуальными. Соответственно этому я и сделал выбор. Хотя, конечно, на тот момент представления о психологии были достаточно «размытыми».
— Почему поступали именно в Вышку?
— При поступлении (шесть лет назад) я знала о Вышке не так много. Пожалуй, разве, что это молодой динамичный вуз. Я решила, что попробую свои силы в олимпиаде, которая давала шанс на зачисление. Когда подавала документы, была приятно удивлена организацией дела, так что первое знакомство оказалось удачным. Я успешно справилась с вступительными испытаниями и поступила благодаря олимпиаде. Многие решения в жизни я принимаю интуитивно: я прислушалась к себе и не стала сдавать экзамены куда-то еще. Я подала документы в Вышку и, как оказалось впоследствии, о своем выборе ни разу не пожалела. А в магистратуру я уже поступала исходя из своих оформившихся научных и профессиональных интересов и знаний о высоких образовательных стандартах вуза.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих научных интересах.
— Если говорить широко, то сфера моих исследований связана с субъективным благополучием. Я изучаю этот вопрос в контексте переживания человеком собственного времени. Основная исследовательская цель заключается в достижении лучшего понимания того, как применять знание о временной ориентации человека в психологическом консультировании и психотерапии.
— Вам уже удалось добиться некоторых научных успехов, вы стали одним из лауреатов в номинации «Психология» на конкурсе студенческих работ, выступали на конференции в Португалии… Не могли бы вы немного об этом рассказать?
— Знаете, бывает приятно, конечно, когда твои старания, вложенные в работу, высоко оценены экспертами, это подтверждает качество проведенного исследования. Но одних только приложенных личных усилий недостаточно. Как для гармоничного развития маленького ребенка важна богатая стимулами среда, так сама Вышка стимулирует к проведению исследований благодаря людям, которые меня окружают, преподаваемым дисциплинам и тем возможностям, которые предоставляет университет. В частности, я благодарна моему научному руководителю Ольге Николаевне Молчановой, которая всегда поддерживает и вдохновляет меня в научной работе.
Поездка в Португалию на конференцию «International Conference on Time Perspective» стала для меня важным событием: это был первый международный форум, в котором я принимала участие, при этом такого уровня (стоит отметить, что среди ключевых докладчиков был бывший президент Американской психологической ассоциации Зимбардо). Причем изначально я подавала тезисы на стендовый доклад (моя тема называлась «Connection between self-attitude components and personal time perspective profiles»), но научный комитет конференции принял решение о том, что это должен быть устный доклад. Я волновалась из-за предстоявшего выступления (это большая ответственность) и была рада, что все прошло успешно. Участие в международных конференциях — это очень ценный опыт: я получила возможность пообщаться с коллегами, проводящими исследования по волнующей меня проблематике — временной перспективе. Могу сказать, что нахождение среди заинтересованных людей всегда развивает и сильно мотивирует.
— У вас очень высокая успеваемость, как это удается?
— Успеваемость для меня никогда не являлась самоцелью. Я знаю, что не могу с увлечением заниматься чем бы то ни было, если не чувствую, что это имеет для меня смысл. Я отношусь к тем счастливым людям, которые находятся на «своем» месте: я люблю свою профессию, мне интересно получать новые знания, которые способствуют моему развитию как специалиста, а высокая успеваемость, наверное, производная от всего этого.
— Менялась ли за время обучения сфера ваших научных интересов?
— Я не могу сказать, что она поменялась кардинально. Задача психолога изначально виделась мной как помощь людям. Моя научная деятельность определена возможностью практического применения результатов, полученных в исследованиях, в психологическом консультировании. Так что вопросами субъективного благополучия и психологического времени личности я занимаюсь еще со второго курса бакалавриата.
— Какие у вас планы? Где бы вы хотели работать или, возможно, продолжить обучение?
— Сейчас я учусь на магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и планирую и дальше развиваться как психотерапевт. Для этого надо пройти обучение на сертификат по психотерапии, этот этап в среднем занимает три года. Мне не хотелось бы оставлять научную деятельность, поэтому я задумываюсь о поступлении в аспирантуру. Полагаю, что для меня стал бы развивающим опыт обучения за границей: знакомство с другим культурным контекстом дает возможность шире смотреть на вещи. Сама профессия психотерапевта подразумевает непредвзятое отношение к человеку, поэтому для него важна максимальная открытость опыту. Но в любом случае, когда речь идет о планах, не стоит забывать, что в жизни всегда присутствует элемент непредсказуемости.
— Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время?
— На самом деле, мне нравится любая деятельность, связанная с познанием: читать книги, посещать выставки, путешествовать. Я люблю каждый день узнавать что-то новое, замечать в повседневных вещах удивительное.
Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»
Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.
«Я прогулял лекцию по алгебре, потому что поехал на роды»
В спецпроекте, посвященном Дню защиты детей, студенты Вышки рассказывают, как совмещать учебу в университете с рождением и воспитанием ребенка — и не сойти с ума.
Названы победители «Золотой Вышки» — 2018
Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.
Определены номинанты на «Золотую Вышку-2018»
Члены жюри назвали номинантов на премию «Золотая Вышка». Теперь слово за Комиссией конкурса — она выберет победителей, имена которых мы узнаем 27 ноября на церемонии награждения.
Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов
Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».
Началось выдвижение кандидатов на «Золотую Вышку»-2018
Напоминаем тем, кто забыл, и рассказываем тем, кто еще не знает: «Золотая Вышка» — это главная университетская премия, кандидатов на получение которой выдвигают сами сотрудники университета из числа своих коллег. Победителей также выбирают сами вышкинцы – в составе специально созданных Жюри и Комиссии. Вот что нужно сделать, если вы хотите, чтобы ваш коллега или ученик получил эту премию.
Названы победители «Золотой Вышки»
На антиюбилейную «Золотую Вышку» было выдвинуто рекордное количество претендентов — 355 человек в 10 номинациях. Из них в два этапа были выбраны победители в каждой номинации. Кроме того, второй раз был выбран победитель «Золотой ссылки» — «премии в премии», которая присуждается самому высокоцитируемому ученому. Награждение всех победителей прошло 1 декабря.
«Золотая Вышка»-2017: победителей будут выбирать по-новому
23 октября стартует первый этап ежегодного конкурса «Золотая Вышка». В декабре эта премия будут вручаться уже в 17-й раз. Читайте, что нового предусмотрено в «антиюбилейной» премии и выдвигайте своих кандидатов.
Первый «Друг Вышки» получил свою награду
Во время рабочего визита в университет Париж-1 Сорбонна ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов вручил Михаилу Соллогубу первую в истории премии «Золотая вышка» статуэтку в номинации «Друг Вышки».
Объявлены победители премии «Золотая Вышка»–2016
В Культурном центре ЗИЛ прошла церемония награждения премии «Золотая Вышка» за 2016 год. В этом году премия сильно изменилась по сравнению с предыдущими годами: номинаций стало больше, во многих из них появились категории для разных групп сотрудников — все это было сделано для того, чтобы университет мог отдать дань уважения как можно большему числу достойных людей.