«Мы боремся за лучшие кадры и хотим, чтобы коллеги, которых мы привлекли, не стояли на месте»
На заседании ректората 23 июня было рассмотрено семь вопросов, в том числе о вакцинации сотрудников и студентов, о результатах работы аспирантуры и диссоветов, о развитии системы повышения квалификации в университете, о работе библиотеки. Члены ректората обсудили Положение об организации обучения по части образовательной программы, позволяющее давать MicroDegree тем, кто эту часть освоил.
О вакцинации работников и обучающихся
Как рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, Советом ректоров вузов Москвы и Московской области была создана комиссия, которая дорабатывает документы о вакцинации сотрудников и студентов, разъясняет эти документы, а также взаимодействует с органами власти по вопросам вакцинации. Наработки Высшей школы экономики комиссия рассматривает «как некоторую модельную историю для других университетов». Например, типовой приказ по организации действий в части вакцинации работников вузов подготовлен комиссией на основании вышкинского приказа.
Елена Какабадзе
В самой же Вышке вакцинация продолжается. Директор по социальной работе ВШЭ Елена Какабадзе сообщила, что на 23 июня вакцинированы 2244 сотрудника (они прикрепили сертификаты о вакцинации в личных кабинетах), за последние пять дней второй прививочной кампании в университете вакцинированы 592 человека, в том числе 342 студента. На ближайшие 17 дней записались 1416 человек. До 15 июля контингент вакцинированных сотрудников ВШЭ должен составить 60%, на сегодняшний день этот показатель немного превысил 30%.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил руководителям подразделений представить планы-графики вакцинации сотрудников, а также порекомендовал проводить с ними разъяснительную работу.
О результатах деятельности аспирантуры и диссоветов в 2020 году
Как рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин, контингент аспирантов в Вышке ежегодно растет и сейчас составляет 1220 человек, из них 207 учатся в академической аспирантуре, и их эффективность выше. Количество защит аспирантов в 2020 году — 54. Проведен набор магистрантов на единый трек «магистратура — аспирантура», и, подчеркнул Сергей Рощин, встреча с ними произвела на него позитивное впечатление.
Сергей Рощин
Вадим Радаев сообщил, что число защит в диссоветах университета выросло в 2020 году до 71 (в 2019 году — 61, в 2018 году — 56) в основном благодаря докторским диссертациям (рост почти в 3 раза).
Введена система стимулирования подготовки и защиты докторских сотрудниками ВШЭ, в том числе творческий отпуск до года и персональная надбавка до трех лет
Созданы диссоветы по искусствоведению и дизайну, по медиа и коммуникациям.
По оценке Ярослава Кузьминова, с учетом того, что аспирантура больше не считается образовательной деятельностью, ответственность за подготовку аспирантов в перспективе будет возложена на руководителей академических подразделений. Роль аспирантских школ как инструмента управления будет пересмотрена, и, возможно, их предстоит ликвидировать. Необходимо создать дополнительные позитивные и негативные стимулы для научных руководителей, постоянно расширять единый трек «магистратура — аспирантура» и к 2025 году довести его до половины приема.
О повышении уровня остепененности научно-педагогических работников
Как сообщил Вадим Радаев, средняя доля научно-педагогических работников, имеющих кандидатские и докторские степени, остается относительно стабильной — примерно на уровне 66% (не считая обладателей степени PhD), в кампусах Нижнего Новгорода и Перми показатели намного выше. Значительную часть тех, у кого нет степени, составляют молодые сотрудники, в том числе преподающие студенты магистратуры и аспиранты, практики и методисты.
Вадим Радаев
Для повышения уровня остепененности уже принят ряд мер: включение защит в результативные показатели международных лабораторий, стимулы для защищающих докторские, введение единого трека и другие. Вадим Радаев назвал дополнительные меры, в том числе преимущественное приглашение на работу сотрудников с учеными степенями, творческие отпуска, расширение списка научных журналов, учитываемых при защите по отдельным направлениям (право, дизайн), введение профессиональных степеней.
Ярослав Кузьминов поддержал эти предложения, подчеркнув, что при наличии почти готовой диссертации человека можно отправить на 3-6 месяцев в отпуск или радикально снизить его нагрузку. Для этого можно создать фонд, средства которого будут распределяться между подразделениями, где есть диссертации «на выходе». Если же подразделение берет такой «малый грант», а человек потом не выходит на защиту, оно несет за это ответственность. Ректор также подчеркнул важность вовлечения в работу университета вчерашних студентов — от этого зависит «живость нашего преподавания», и необходимо сделать так, чтобы молодые преподаватели в университете «не закисали», чтобы их не захлестывала волна образовательных обязательств.
О Регламенте планирования и организации дисциплин вариативной части основных образовательных программ
Как сообщил Сергей Рощин, «мы продолжаем двигаться к модели со значительной частью индивидуальных образовательных траекторий в бакалавриате и в магистратуре». Общая логика изменений текущей редакции регламента заключается в том, чтобы, во-первых, адаптировать его под новые образовательные стандарты и электронные системы и, во-вторых, обновить описание процессов и терминологию.
При выборе студентам доступно описание дисциплины, расписание, а также — при наличии — пререквизиты, с требованиями которых они обязаны ознакомиться. Ярослав Кузьминов предложил добавить в электронную систему опцию, которая позволит студентам сразу проходить базовые тесты для подтверждения наличия у них пререквизитов. Он также подчеркнул, что если студент выбирает элементы образования за пределами объема, предусмотренного образовательным стандартом, это является платной услугой, и в системе должна присутствовать опция оплаты.
О Положении об организации обучения по части образовательной программы высшего образования
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» университет может предлагать студентам и внешним слушателям обучение по части образовательной программы, то есть по «дополнительным модулям». Положение описывает два типа дополнительных модулей — без степени (например, майноры) и с микростепенью (MicroDegree), подразумевающей проведение аттестации и представления проекта по выбранному направлению.
Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов отметил, что выпускники, получившие MicroDegree ведущего вуза, повысят свою конкурентоспособность на рынке труда. По его мнению, необходимо предложить Министерству высшего образования и науки РФ механизм встраивания MicroDegree в образовательные программы других вузов, определения их веса для зачета.
Вы сильно упростите себе работу, как только скажете, что MicroDegree — это 20-25 кредитов, засчитывается так-то, дает такие-то компетенции
О развитии системы повышения квалификации работников ВШЭ
«С одной стороны, мы боремся за лучшие кадры, с другой — хотим, чтобы коллеги, которых мы привлекли, не стояли на месте, а имели возможность накапливать и развивать свои компетенции, — отметил Вадим Радаев. — Идет интенсивная цифровизация университета, сильно меняются требования, в том числе базовые, ко всем нашим работникам. И мы, конечно, должны думать о том, чтобы повышать доступность программ повышения квалификации и менять их характер».
В числе основных направлений развития системы повышения квалификации в Вышке на ближайшую перспективу — реализация базового стандарта профессиональных компетенций работников университета, направленного на формирование у всех сотрудников набора минимально необходимых общих компетенций, постоянная индивидуализация повышения квалификации, развитие новых направлений — таких, как цифровая грамотность для работы с современными сервисами и инструментами, навыки работы с современной компьютерной техникой и прикладным программным обеспечением последнего поколения, информационная безопасность.
Как отметил Ярослав Кузьминов, ситуация с повышением квалификации не совсем удовлетворительна — оно слабо таргетировано, недостаточен охват. В год повышают квалификацию менее 10% преподавателей, то есть человек повышает квалификацию раз в 10-12 лет, и это ненормально или же мы что-то не учитываем. По мнению ректора, необходимо повышать квалификацию по таким направлениям, как методика преподавания и оценки, цифровые компетенции, академическое письмо, тайм-менеджмент («это полезно для самоорганизации»), а с учетом перехода университета на проектный режим работы каждому преподавателю полезно понимать, что такое проект.
Об основных направлениях развития Библиотеки ВШЭ
Библиотека Вышки сегодня — это 600 тыс. единиц хранения, электронная подписка на 56 платформ с информационными ресурсами, подразделения в девяти учебных корпусах. Один из трендов последних лет — резкое снижение востребованности печатной учебной литературы, причем оно ускорилось в связи с переходом на дистанционное обучение. Одновременно растет потребность в редких узкоспециализированных научных изданиях, предоставляемых исключительно в печатном виде.
Наталья Максимова
По словам директора библиотеки Натальи Максимовой, двухформатную среду планируется сохранить (полного отказа от печати не будет), но сегодня важно не то, сколько книг хранится в фондах библиотеки, а к каким ресурсам она обеспечивает доступ. При этом библиотека будет восприниматься как пространство для работы, несмотря на увеличение числа сервисов онлайн-услуг. Цифровизация со смещением фокуса в сторону электронных ресурсов не уменьшает расходы на комплектование — электронные источники чаще стоят значительно дороже печатных.
В свою очередь, Ярослав Кузьминов подчеркнул, что библиотечные ресурсы — это «строительный материал нашего образования», что будущее библиотеки — это коворкинг, и поручил обеспечить ее сопряжение с LMS и другими сервисами университета.
Вам также может быть интересно:
В Вышке будут приняты меры по предотвращению инфляции оценок
Руководство ВШЭ намерено не допустить снижения требовательности преподавателей по отношению к студентам. В ближайшие две недели для них будут разработаны методические рекомендации по вопросам оценивания. В дальнейшем критерии оценки станут обязательным инструментальным элементом учебных программ по каждому предмету. Планируется принять и другие меры, перечень которых обсуждался на ректорате 15 июня.
Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты
Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».
Ярослав Кузьминов переназначен на пост ректора НИУ ВШЭ
Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок.
«Имею свою точку зрения и уважаю чужую»
16 августа проректором НИУ ВШЭ был назначен Алексей Каспржак, ранее занимавший должность заместителя губернатора Тверской области. О том, чем отличается работа в администрации вуза от работы в администрации субъекта Федерации, он рассказал в интервью новостной службе портала.
Заседание ректората
В ГУ-ВШЭ 23 мая состоялось очередное заседание ректората. Членам ректората было предложено рассмотреть вопросы о правилах приема в аспирантуру ГУ-ВШЭ в 2005 году, о преподавании иностранных языков в Университете, о дополнениях к правилам приема в магистратуру, предложения к государственному заданию по подготовке магистров на 2005\2006 учебный год и ряд других.