Третью миссию университета обсудили на заседании Международного экспертного совета Вышки
Российские и зарубежные участники встречи обсудили волонтерские и социальные инициативы Высшей школы экономики, сотрудничество с некоммерческими организациями, взаимодействие с общественностью, исследовательские поездки студентов по России, а также поговорили о том, как работает Бизнес-инкубатор Вышки.
Международный экспертный совет Высшей школы экономики провел очередное заседание 31 мая. Основной темой стала третья миссия университета. Вышка всегда уделяла много внимания взаимодействию с обществом. Последние 10 лет университет реализует широкий спектр волонтерских и благотворительных проектов в городах своего присутствия. Однако только в 2020 году концепция третьей миссии стала частью стратегии университета наряду с образованием и наукой.
Третья миссия вышла на первый план в прошлом году, во многом благодаря пандемии. Из-за карантина и стремительного перехода к онлайн-обучению возникла необходимость в широкой поддержке различных социальных групп, включая пожилых людей и учащихся средних школ, также как университетских сотрудников и школьных учителей. В этом отношении пандемия стала одновременно и вызовом, и возможностью для устойчивого развития, что позволило НИУ ВШЭ инициировать широкомасштабную дискуссию о роли третьей миссии в стратегиях российских вузов.
Приступать к реализации третьей миссии можно только тогда, когда университет достиг успеха в своих первой и второй миссиях: науке и образовании. Третья миссия зависит от первой и второй миссий и может быть эффективной только в связи ними.
Главная цель третьей миссии — интеграция университетов в региональные и местные программы развития, передача знаний и технологий, а также развитие инноваций, предпринимательской культуры и человеческого капитала. Третьей миссией Вышка закрепляет за собой роль ответственного университета, объединяющего социальную ответственность с преподаванием и наукой.
В 2020 году в НИУ ВШЭ появился Центр реализации третьей миссии университета, ставший первым аналитическим центром подобного рода в России. Центр подготовил публичный отчет о третьей миссии и запустил бесплатную программу цифровой стажировки для региональных российских университетов, направленную на обмен опытом и знаниями, связанными с третьей миссией. Недавно Вышка провела VIII ежегодную конференцию, посвященную третьей миссии университетов, в которой приняли участие более 800 человек и 18 университетов из разных стран.
Эллен Хэйзелкорн, член Международного экспертного совета (МЭС) ВШЭ, советник по политике Управления высшего образования (Ирландия), почетный профессор и директор Отдела исследований политики высшего образования (HEPRU) Дублинского технологического института
Это родная для меня сфера, так как я много работала в ней. Термин звучит как «третья миссия», но на самом деле, она является неотъемлемой частью двух других: науки и образования. В этом отношении я высоко оцениваю НИУ ВШЭ. Общественное и гражданское участие является важной частью деятельности университета. Есть целый список подобных инициатив по всей Европе, и я бы рекомендовала НИУ ВШЭ рассмотреть вопрос сотрудничества с ними. Сегодня все большая часть этой деятельности выходит за рамки борьбы с последствиями пандемии. В ЕС сегодня активно обсуждается то, как университеты взаимодействуют с сообществами, которые, по сути, их финансируют, а также общественная ценность образования в целом.
Россия выступает партнером большинства инициатив ЕС (включая Erasmus и Horizon Europe, реализация которой начнется в ближайшем будущем). Вопрос об общественной ценности и пользе конкретного исследования будет одним из критериев оценки в Horizon Europe. Все вместе это называется ответственные исследования и инновации — RRI (responsible research and innovation). Их главная цель — включить в стратегию университета общественную ценность проводимых им исследований.
Я бы предложила Вышке рассматривать третью миссию как часть и преподавания, и науки, а не как нечто стороннее: необходим стратегический план по ее интеграции в цели и задачи университета в целом.
Идеи, возникшие в результате этого обсуждения, должны повлиять на набор преподавателей, продвижение по службе, а также на признание и оценку талантов. Одна из ключевых задач — выйти за рамки волонтерства и перейти к выдаче кредитов за студенческие проекты и деятельность, которую также можно оценивать и учитывать. Это должно стать частью эффективного и актуального обучения.
Строительный материал для третьей миссии ВШЭ
Олег Попов, директор Центра реализации третьей миссии университета НИУ ВШЭ, рассказал о проекте московской мэрии «Московское долголетие», который реализуется в партнерстве с Вышкой. Проект стартовал в 2019 году и предоставляет людям старше 55 лет возможность участия в программах дополнительного образования ВШЭ, а также других мероприятиях для общения, социальной адаптации и творчества. Мероприятия проекта — это уроки разговорного английского и французского, которые проводят студенты Вышки, циклы лекций, курсы компьютерной грамотности, юридические консультации и занятия физкультурой.
Одним из осязаемых результатов проекта стала недавно вышедшая книга «По тропинкам памяти: Москва в лицах простых людей», где 115 рассказов проиллюстрированы студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Книга была создана в рамках курса «Мемуаристика», который также является частью проекта.
Павел Здоровцев, директор по развитию студенческого потенциала, рассказал о студенческих волонтерских проектах, в частности, об инициативах, возникших во время пандемии: онлайн-лагерь для детей от 6 до 14 лет, онлайн-репетиторство для учащихся школ-партнеров НИУ ВШЭ, а также проект цифровых волонтеров, помогающих преподавателям и студентам в работе с онлайн-платформами и новым программным обеспечением для онлайн-занятий. Студенческие волонтерские проекты реализуются Волонтерским центром НИУ ВШЭ, который набирает, обучает и поддерживает участников. Однако ряд проектов был инициирован самими студентами Вышки, например, HSE Minecraft, ставший популярной платформой для онлайн-мероприятий университета.
В будущем НИУ ВШЭ планирует сосредоточиться на практическом социально-значимом обучении и интеллектуальном волонтерстве, а не на событийном волонтерстве, а также развивать корпоративную социальную ответственность и создавать соответствующую платформу для общественных организаций и волонтеров из числа студентов и сотрудников.
Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований, рассказала о взаимовыгодном сотрудничестве НИУ ВШЭ с неправительственными организациями (НПО), в рамках которого студенты приобретают новые компетенции и навыки, а также получают доступ к полевым данным для социально-значимых исследований, а НПО заказывают фундаментальные и прикладные исследования на актуальные социальные темы. Вышка также активно проводит бесплатные консультации по различным вопросам.
Сотрудничество с НПО включает магистерскую программу «Коммуникации в государственных структурах и НКО», несколько курсов для магистров и бакалавров, проводимых представителями некоммерческих организаций, а также летние школы. Студенты могут писать курсовые работы под руководством НПО (примеры недавних прикладных исследовательских проектов: «Материнское выгорание: рекомендации по улучшению социальной политики», «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями: стимулы и препятствия для работодателей», «Устойчивое волонтерство»).
Мария Еременко, Ведущий эксперт, Центр по работе с местными сообществами НИУ ВШЭ
Как крупный университет мы считаем необходимым взаимодействовать с местными жителями. Быть частью города, в котором мы живем, — одна из составляющих идентичности Вышки. Университет готовит актуальную экспертизу градостроительных проектов, реализуемых с широким привлечением студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Целью проектов является перепланировка локальных общественных пространств в районах, где расположены здания НИУ ВШЭ. Вышка также активно сотрудничает с музеями, организациями культуры и местными сообществами: создает новые культурные достопримечательности и проводит мероприятия. Кроме того, специалисты НИУ ВШЭ принимают участие в публичных обсуждениях ключевых вопросов московской повестки дня и готовят рекомендации для местных властей.
Еще один пример взаимодействия с общественностью привела Оксана Черненко, директор ВШЭ по образовательным инновациям: она рассказала о проекте полевых исследований «Открываем Россию заново», который предусматривает выездные образовательные мероприятия студенческих групп (до 12-15 человек) под руководством как минимум двух преподавателей НИУ ВШЭ. В экспедициях студенты изучают проблемы, имеющие практическое значение для местных сообществ, и овладевают новыми навыками, которые невозможно получить в кабинетных исследованиях.
Студенты используют этот опыт не только для написания статей, курсовых или дипломных работ, но и для создания аналитических отчетов для региональных и муниципальных властей, проектов реконструкции, материалов для заявок на гранты для музеев, а также сувениров, фотовыставок и т.д.
Почти 2300 студентов и более 450 преподавателей приняли участие в экспедициях в 65 российских регионов. В проекте участвуют все кампусы НИУ ВШЭ. В планах на будущее — разработка модели совместных экспедиций с университетами-партнерами и расширение географии экспедиций.
Эрик Маскин, председатель Международного экспертного совета ВШЭ
Я считаю, что наиболее ценные проекты для НИУ ВШЭ и других вузов — это те, в которых используются особые знания и опыт университета. Когда студенты работают волонтерами в интернатах или домах престарелых, это замечательно с человеческой точки зрения, но эта деятельность, на самом деле, не задействует особых знаний, которыми могут обладать студенты и сотрудники университетов. Поэтому сегодня меня особенно интересовали те проекты, в которых используются знания и опыт, накопленные университетом.
Нина Феодосиади, заведующая Бизнес-инкубатором ВШЭ, рассказала о его работе. На сегодня эта структура — ведущий университетский бизнес-инкубатор не только в России, но и в мире. Он стремится развивать сообщество единомышленников, а также инновационную и предпринимательскую среду, активно работает с корпоративными партнерами и делится опытом с другими университетами.
Бизнес-инкубатор планирует расширять свою деятельность путем разработки долгосрочной стратегии коммерциализации университетской интеллектуальной собственности и более активного привлечения студентов с помощью проектного обучения. Конечная цель — это построить венчурную экосистему на базе университета: от разработки курсов до стартап-студии и собственного венчурного фонда НИУ ВШЭ.
Цянь Инъи, Профессор Школы экономики и менеджмента Университета Циньхуа (КНР)
Что касается бизнес-инкубаторов, это та область, где третья миссия наиболее тесно связана с первыми двумя, особенно с точки зрения обучения творчеству, потому что предпринимательство — это действительно творческое занятие. Основная миссия университетов — это образование. А обучение творчеству — это новое веяние, но имеющее огромное значение в наше время.
Я считаю, что университеты не должны стремиться максимально нарастить число стартапов, созданных студентами или недавними выпускниками. Основная цель должна заключаться в использовании знаний, накопленных в университете, для обучения студентов, чтобы они были креативны в долгосрочной перспективе. Не обязательно начинать бизнес во время или сразу после учебы.
Объединение студентов из разных областей является важной задачей: студенты, изучающие естественные и инженерные науки, могут работать над междисциплинарными проектами вместе со студентами факультетов экономики, бизнеса и коммуникаций. Это конкурентное преимущество университетов, полезное для студентов. Также важно работать с бизнес-сообществом, инвесторами. Например, в университете могут быть должности «Приглашенный предприниматель» или «Приглашенный бизнес-ангел».
Комментируя презентации, сделанные во время встречи, Франциско Мармолехо, советник по образованию Катарского фонда образования, науки и общественного развития, отметил значительные и разноплановые успехи ВШЭ в рамках третьей миссии, а также важную роль университета в обеспечении благополучия общества в целом. Однако он отметил, что связь третьей миссии с преподаванием и наукой не всегда очевидна. У НИУ ВШЭ есть прекрасная возможность использовать третью миссию для улучшения преподавания и исследований. Крайне важно более четко определять конкретные показатели измерения успеха, чтобы вся деятельность была направлена на развитие университета в целом.
Филип Альтбах, Основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледже
Меня очень впечатлил общественный вклад ВШЭ, сотрудничество с сообществами и районами Москвы по развитию местной окружающей среды, а также работа с пожилыми людьми. В этой связи Вышка делает очень интересные вещи, которые помогают студентам осознать, что такое социальная ответственность и что такое общество. Я обратил внимание, что мы говорим о двух разных видах деятельности, которые несколько различаются и в литературе, и в человеческом понимании: первый — это социальные проекты (социальный вклад в общество), а второй — трансфер технологий и деловые отношения. Возможно, стоит обратить внимание на то, как объединить их в одно целое.
Следующая встреча Международного экспертного совета ВШЭ состоится в ноябре или декабре 2021 г.
Альтбах Филипп Дж.
Еременко Мария Александровна
Здоровцев Павел Александрович
Попов Олег Анатольевич
Скокова Юлия Аркадиевна
Вам также может быть интересно:
«Открытые лекции — это пространство интереса и доверия»: в Нижнем Новгороде стартует новый цикл проекта «Вышка.Лекторий»
Вклад университетов в развитие общества не ограничивается образованием и наукой. Университет участвует в окружающей жизни открытыми научно-популярными лекциями, мастер-классами и фестивалями, расширяя свои границы и качественно меняя интеллектуальную среду. Этот естественный и необходимый способ развития университета в современном мире относится к третьей миссии университета после образования и науки.
Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
НТО как часть третьей миссии ВШЭ
Высшая школа экономики стала оператором Национальной технологической олимпиады (НТО). Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение об организации и проведении НТО и одновременно утвердил состав организационного комитета олимпиады. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов стал заместителем сопредседателя оргкомитета, проректор Дмитрий Земцов — ответственным секретарем. Возглавили организационный комитет первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко и заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
В Международном экспертном совете НИУ ВШЭ появится четыре новых члена
На декабрьском заседании Международного экспертного совета (МЭС) НИУ ВШЭ были представлены ключевые направления стратегии развития университета и новые члены совета. Ими станут профессор экономики Лондонской бизнес-школы Лукреция Райхлин, Алехандро Эрнандес из Университета Рочестера, научный сотрудник парижского Института политических исследований Кристин Мюслэн и Гвендолин Зассе, директор берлинского Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS).
«Хабы интеллектуального влияния»: в Санкт-Петербурге обсуждают третью миссию университетов
В Санкт-Петербурге стартовала восьмая ежегодная международная научно-практическая конференция, организованная Высшей школой экономики. В этом году она посвящена теме «Образование и мировые города: третья миссия университета и студенты». В чем смысл третьей миссии, какова роль университетов в жизни общества, города и региона, говорили участники дискуссии, состоявшейся в первый день работы форума.
Международный экспертный совет обсудил российские партнерские программы ВШЭ
17 февраля Международный экспертный совет (МЭС) ВШЭ провел встречу в смешанном формате для обсуждения текущей деятельности университета и развития проектов, реализуемых в рамках программы ВШЭ «Университетское партнерство». Цель программы – укрепление сотрудничества Вышки с другими российскими вузами.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ
Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.
«Мы воодушевлены тем, как Вышка продолжает развиваться»
Завершилось восьмое ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Его итоги подвел председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.
«Университет быстро отвечает на рекомендации и пожелания». В ВШЭ началось заседание Международного экспертного совета
В Москве проходит ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ под руководством нобелевского лауреата Эрика Маскина. В центре внимания членов совета — реорганизация аспирантуры, обновление образовательной и кадровой политики и другие вопросы.