Вышка попала в представление: творческое настоящее и «ужас будущего»
В Высшей школе экономики завершился фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна. Два дня все желающие могли посетить открытые лекции, дискуссии, мастер-классы, перформансы, концерты, выставки и показы. Эксперты обсудили развитие креативных индустрий и попытались очертить образ будущего, понять его главные вызовы, перспективы и ужасы.
Космос, перформанс и медиа
Международный фестиваль коммуникаций, медиа и дизайна Telling Stories основан факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ в 2018 году. Он посвящен тенденциям, инновациям и последним достижениям в области креативных индустрий. В этом году фестиваль проходил 21 и 22 мая в смешанном офлайн и онлайн-формате, участники фестиваля обсудили широкий спектр тем: от будущего российского кино до трансформации музеев и NFT-технологий в искусстве. Мероприятия впервые были организованы в кампусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре – центральном атриуме, в большом и малом залах Культурного центра НИУ ВШЭ.
Программа Telling stories была построена вокруг стратегических тем, через призму которых организаторы хотели увидеть «характерные приметы времени»: новые границы, поколения, космос и жизнь после жизни. В рамках фестиваля прошли десятки лекций, дискуссий, перформансов, выставок и показов.
Посетители могли поучаствовать в паблик-ток с блогерами о том, как заработать миллион, дискуссии о том, как говорить с поколением Z в медиапространстве, посетить мастер-классы от фестиваля комиксов «КомМиссия» и мастер-классы по пейзажной астрофотографии, космической журналистике и викторину в рамках секции «Открытый космос». Студенты и кураторы разных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ провели фэшн-показ New Borders, театральные перформансы «Морнинг ру тим», «Неандерсен» и «Миссия 1917», выставки «Образы будущего» и «Жизнь после жизни». Завершал фестиваль электроакустический концерт с элементами звукового и пластического перформанса «Обратимость и бабочка» студентов и кураторов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн».
Пластичность и креативное потребление
Ключевой дискуссией в рамках фестиваля стала дискуссия «Образы будущего» с участием директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Лошак, ректора Вышки Ярослава Кузьминова, писателя и историка, профессора Европейского университета во Флоренции Александра Эткинда и Татьяны Ривчун, генерального продюсера фестиваля, заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Сегодня крайне важно поговорить об умении прогнозировать, видеть перспективу и визуализировать будущее, отметила Татьяна Ривчун, открывая дискуссию. Что будет через 30 лет? Что будет через 50 лет? Это то время, когда нынешние студенты будут жить и творить, создавать этот мир. А сейчас им предстоит отстраивать траекторию своего развития. «Мне кажется, что через 50 лет нашу планету будет населять люди, которые не будут умирать, а будут жить и заботиться о нашей планете, не так как сейчас. Но, к сожалению, мы не минуем какого-либо большого катаклизма, потому что народу много, и вряд ли наша планета сейчас довольна нами. Не знаю – пессимистическим или оптимистическим вы посчитаете этот прогноз», – поделилась она своим образом будущего. «Оптимизм у тебя, Татьяна, просто из ушей сочится», – с юмором прокомментировал эти слова Ярослав Кузьминов.
«Я не знаю, что такое искусство будущего. И, честно говоря, даже не хочу думать об этом», – так, довольно неожиданно продолжила разговор Марина Лошак. По ее убеждению, все, что мы можем сделать, должны делать сегодня. «Для этого нужно быть открытыми, четкими, не высокомерными и пластичными.
Мне кажется, что главное свойство сегодняшнего времени – это максимальная пластичность. Не пластичность с точки зрения изменения своим принципам и своей морали, а пластичность творческого смысла
«Пригласить директора одного из самых традиционных и консервативных музеев для того, чтобы именно с этим директором поговорить про будущее, это забавная история», – с легкой иронией заметила Марина Лошак. Но признала, что случайности в таком выборе нет. «Я все время думаю о том, что сегодня нет музеев традиционных и консервативных. Сегодня могут работать только те музеи, которые воспринимаются как музеи современного искусства», – уверена она.
Необходимо менять парадигму, когда люди приходят в музей и готовы просто слушать монолог специалиста: «Нужно сделать так, чтобы в музей люди приходили для того, чтобы взаимодействовать, этот путь непростой». Сейчас в музеях много посетителей, приходит много совсем молодых людей, готовых к очень сложному взаимодействию, при этом им важна «контекстуальность – не шедевр в поле зрения, а история, сложенная из самых разных атрибутов не только искусства, но жизни и времени». Директор ГМИИ говорит, что у многих посетителей довольно «давно развивается затылочная часть коры головного мозга, которая отвечает за визуальные впечатления». Она думает, что лет через 50 или через 100 лет у людей изменится форма черепа – «будет меньше лба, но больше затылочной части», ведь «мы все уже визуальщики».
Говоря о том, каким должен быть музей, Марина Лошак сказала, что он должен быть прежде всего «хранилищем человеческого с большой буквы». «Человеческие эмоции, человеческое взаимодействие, человеческие идеи, человеческая трогательность, человеческие ошибки и человеческое несовершенство, что очень важно. Потому что человеческое несовершенство – это очень сильное, очень мощное мотивационное движение. Мне кажется, что это самое главное, что мы можем сохранить», – полагает она.
«Мне кажется, что когда мы говорим о будущем с точки зрения экономики, а экономика – это наука о выборе в первую очередь, мы забываем о том, что будущее скорее страшно, чем ослепительно», – продолжил обсуждение Ярослав Кузьминов, не менее «оптимистично», чем Татьяна Ривчун. Будущее страшно не недостатком естественных ресурсов, которых становится все меньше. Будущее несет угрозу с точки зрения резкого сужения пространства свободы, резкого сужения пространства реального выбора, что чувствуется уже сегодня, продолжил ректор. Пространство выбора сузилось, потому что мы перегружены массой информации.
Возможности нашего мозга небезграничны, и мы начинаем «гуглить», останавливаясь, как правило, на первом найденном ответе. По словам Ярослава Кузьминова, только 3% ищут другие варианты ответа. Это колоссальное пространство манипулирования, навязывания выбора, мнения – в политике, в эстетике, любой другой сфере.
По моему мнению, сужение пространства осознанного, эстетически, этически обоснованного выбора и есть основной вызов для человечества. Мы сейчас, условно говоря, вступаем в этот ужас будущего
Чтобы противостоять этому, надо учиться потреблению, которое сегодня стало не менее креативным, чем производство. «Новое поколение, оно уже не по поводу того, чтобы заработать больше. Оно по поводу того, чтобы им на работе нравилось, и оно по поводу того, чтобы не покупать, как у кумира, не следовать общепринятым правилам, а подстраивать свое потребление под себя. Вот это креативное потребление, индивидуализация потребления», – говорит Ярослав Кузьминов.
Если говорить о выборе профессии, образования, то, по мнению ректора Вышки, разумнее выбирать то, которое интересно: «Самое страшное – получать образование, которое не нравится. А в том, что нравится, надо, как учит нас Садовничий (Виктор Садовничий, ректор МГУ – прим. ред.), заниматься фундаментальными вещами». Тогда появится «та опорная точка, через которую можно сохранить свое «я» и фильтровать то, что навязывают.
«Во что вкладываться сейчас? Я бы вложился в другие языки. Это не английский, французский, итальянский. Это другие языки познания – язык математики, язык истории, театра, изобразительного искусства. Каждый язык открывает нам огромное поле наслаждений. У кого-то это будет язык тела, как у тех, кто занимается фитнесом. Это главный вызов, в том числе, и для человека, который приходит в университет», – резюмировал ректор Вышки.
«Я более позитивно смотрю на многие вещи, чем многие коллеги», – подключился к разговору из Италии Александр Эткинд. Да, будущее страшно, потому что оно неопределенно. Но этим оно тоже привлекательно». По его мнению, никто не знает будущего лучше, чем те, кто знают прошлое. Дело не в его экстраполяции на современность, а в опыте, который получают историки, изучая длинные исторические процессы. Прозвучали «грустные вещи, но прозвучало и много позитивного, например, идея творческого потребления.
Он не верит в то, что надежда на лучшую жизнь связана с роботами и искусственным интеллектом, но верит в зеленую энергетику и цифровую публичную сферу: «Я верю в то, что все это действительно меняет повседневную жизнь у каждого человека, особенно, интеллектуала, художника, творца, коммуникатора». Вслед за этими изменениями появляются совершенно новые возможности и одновременно новые задачи, новые обременения, новая ответственность. И это прекрасно, говорит Александр Эткинд. Например, зеленая энергетика освободит мир от нефтяной зависимости, ведь сейчас «человечество находится в рабстве у природы, ее причуд и выкрутасов». В создании зеленых энергетических поясов вокруг каждого центра человеческой жизни он видит децентрализацию социально-экономического устройства: «Мне кажется, это тоже прекрасно. Это изменит политику и культуру, и университетскую жизнь. На этих путях я вижу залог хорошего будущего».