«Надо жить здесь»
Константин Глухов, выпускник факультета прикладной политологии ВШЭ 2006 года, уверен: после пребывания за границей начинаешь к собственной стране относиться более терпимо, хотя и понимаешь, что многое необходимо менять.
— Константин, вы окончили бакалавриат и магистратуру Высшей школы экономики. Как складывалась ваша профессиональная карьера после университета?
— Я окончил Вышку в 2006 году, но еще на втором году магистратуры начал работать в Минэкономразвития на проекте, связанном с системой бюджетирования, ориентированной на результат. Основная идея такого бюджетирования в том, что все средства, которые выделяются министерствам, ведомствам, любым государственным органам, должны быть заранее направлены на получение определенного результата. Мы участвовали в составлении так называемых «правил игры», оценивали годовые доклады, разные программы министерств, немного федеральные целевые программы. Дважды посчастливилось поучаствовать в составлении сводного годового отчета — доклада правительства, который собирал всю информацию за год. Проект очень помог мне в понимании того, как функционирует наша государственная машина.
— И как студенту второго курса магистратуры удалось попасть в «коридоры власти»?
— В тот момент я уже задумывался о том, чтобы продолжить обучение в аспирантуре, и обратился к моему научному руководителю Дмитрию Семеновичу Шмерлингу, который в свое время помог мне со стажировкой в Париже (первый курс магистратуры я провел в Парижском институте политических наук). Когда я определился с темой магистерской диссертации — долгосрочное планирование в органах госвласти, — Дмитрий Семенович сказал, что под эту тему как раз начинается проект Минэкономразвития и там я могу набрать материал для исследования. В Минэкономразвития я проработал до ноября 2007 года, а потом перешел в компанию «Роснефть».
— Вхождение в нефтяной сектор — в нашей стране это то, после чего люди говорят, что «жизнь удалась». И каким образом произошло такое вхождение?
— Совершенно случайно. В какой-то момент я понял, что проект, которым мы занимались в Минэкономразвития, уже более или менее состоялся и входит в рутинное русло, в нем я больше не видел профессионального развития для себя. Поскольку зарплаты в министерстве не такие большие, то встал вопрос о смене сферы деятельности. И как раз поступило предложение из Роснефти. Тема, что и говорить, иная. Но позиция предлагалась довольно интересная. Я стал помощником вице-президента. Сначала все для меня было внове: я не понимал, как работает, чем живет нефтяная отрасль. Приходилось элементарные вещи выспрашивать, разузнавать, пытаться где-то что-то отыскивать. И тут мне повезло, в компании существовала программа повышения квалификации работников, и я попал на программу дополнительного высшего образования в Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина. Я получил второе высшее и диплом менеджера нефтегазового предприятия. Обучение строилось с точки зрения прикладного аспекта — расчет экономической эффективности месторождения, составление бухгалтерской отчетности на нефтяном предприятии и прочее. Все это было интересно и крайне полезно. Плюс я прослушал специальный курс лекций, посвященных анализу функционирования нефтяной отрасли, от разведки до сбыта. Кое-где пришлось вспоминать даже школьную химию.
— С чем сейчас связана ваша работа?
— На данный момент я ушел в свободное плавание и развиваю свой бизнес-проект. Подробности пока не готов рассказать.
— А когда вы поступали в Вышку, о чем вы мечтали, кем хотели быть?
— Я шел на политологию, потому что мне были интересны политические процессы, которые происходили на тот момент в стране. Это был конец 1990-х, живое время с точки зрения политологии. В школе я с интересом изучал экономику и мечтал соединить экономический аспект с политическим, чтобы быть в гуще событий. Советник чиновника высокого ранка — таким представлялось мне мое светлое будущее.
— А сейчас каким вы видите свое будущее?
— Точно сказать не могу, мало ли в какую сферу меня забросит судьба… В идеале это аналитика и общение с людьми. Когда у меня есть баланс между этими составляющими, мне интересно работать.
— За время работы — самый интересный проект, самое интересное задание?
— Года два назад «Роснефть» готовилась к запуску в промышленную эксплуатацию Ванкорского нефтегазового месторождения, это на севере Красноярского края, и ситуация сложилась так, что они физически не успевали выполнять план-график комплектации персонала, причем не успевали примерно наполовину. И меня туда отправили разбираться, что да как. В течение недели я смотрел, кто чем занимается, привез кипу документов с фотографиями, потом еще неделю сидел с этим, в итоге была подготовлена программа мероприятий по исправлению ситуации. Не все мероприятия воплотились в жизнь, потому что не все зависело от людей на местах, но месяца через три дело пошло.
— Вернемся к учебе. Кто произвел на вас наибольшее впечатление из преподавателей?
— Мне запомнилось, как преподавал мой научный руководитель Дмитрий Семенович Шмерлинг. Он очень доходчиво объяснял математическую статистику и все, с ней связанное. Дмитрий Семенович мог на банальных примерах нам все внятно растолковать. Он вел несколько предметов в течение второго и третьего курсов, и благодаря его предметам, у меня есть понимание того, что такое матстат и теория вероятности и как этим пользоваться. Я ему за это очень благодарен.
— А профильные предметы?
— Помню, я очень проникся лекциями Георгия Ильича Мирского, он преподавал все предметы, связанные с Ближним Востоком. Георгий Ильич — академик, вещал хорошо поставленным голосом, и что у него не спроси, у него всегда есть ответ, его невозможно было поставить в тупик. На его лекции можно было ходить — как в детстве сказки бабушки слушать. Он, что называется, вел за собой, на его занятиях была высокая посещаемость. И слушать его было крайне интересно, хотя порой казалось, что система построения его лекций абсолютно бессистемна, он мог перескакивать с пятое на десятое, но все слушали его, не отрываясь.
— По какой специализации вы обучались в Париже?
— Там была достаточно свободная система выбора предметов, я остановился на тех, которые были связаны с международной торговлей, экономикой. Базовыми я брал те предметы, которые отражали суть французского воззрения на мир. У них есть предмет espace mondiale, где каждый регион планеты рассматривают на отдельном семинаре, готовят доклады. Идет, например, цикл лекций, где рассказывается о проблемах исламского мира, а потом на семинарах студенты делают доклады по более узким, конкретным темам.
— Трудно было учиться во Франции?
— Тяжело было вначале, когда я только приехал и понял, что моего французского явно недостаточно для полноценного обучения, пришлось наверстывать. Был месяц на адаптацию для иностранцев, и через 3-4 месяца я уже мог нормально учиться и общаться. Во Франции другая система оценок, другой принцип написания эссе и рефератов. К примеру, у них обязательно нужно в структуре письменной работы подготовить тезисы и контртезисы, а после идет их обсуждение. А когда ты выдаешь просто свои мысли, этого могут не оценить. Но если удается вникнуть во все эти нюансы, оценки резко улучшаются.
— Не было желания остаться за границей?
— Да, такая мысль меня посещала. Однако, чтобы там остаться, нужно поступить в реально престижный вуз, успешно его окончить, получить диплом, найти хорошую работу. Когда я оканчивал, у меня остро стоял вопрос о продлении паспорта, мне нужно было решать вопрос с военкоматом, а еще у меня мама здесь одна, она пенсионер. Я должен был вернуться в Россию, тем более что полученное образование открывало для меня многие двери. Когда ты говоришь, что окончил Вышку — работодатель к тебе проявляет интерес. И здесь я чувствую, что у меня есть потенциал роста, а там я был чужим, иностранцем, многие пути были закрыты. Да и в принципе зачем это нужно? После года во Франции, вернувшись сюда, я начал больше понимать те процессы, которые происходят вокруг, видеть плюсы и минусы российской действительности. Вообще, после пребывания за границей начинаешь к собственной стране относиться более толерантно, хотя и понимаешь, что многое надо менять. А для этого надо жить здесь.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle
Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.
Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году
Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.
Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев
В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.
«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»
В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.