Инструменты стимулирования для кадрового резерва
2 февраля прошла первая встреча группы высокого профессионального потенциала Высшей школы экономики, так называемого кадрового резерва Вышки, с первым проректором ВШЭ Вадимом Радаевым и директором по академическому развитию ВШЭ Марией Юдкевич.
На встрече, организованной управлением академического развития ВШЭ, присутствовали преподаватели, исследователи, студенты и аспиранты Вышки, которые вошли в состав кадрового резерва в этом году.
— У нас часто раньше спрашивали, зачем вообще нужен кадровый резерв, — начал разговор Вадим Радаев. — Сейчас, когда через него прошло около 220 человек, таких вопросов уже не возникает, пришло понимание его большого значения.
Первое, для чего создавался кадровый резерв, – это материальная поддержка молодых преподавателей и исследователей, которым в течение двух лет зарплата фактически удваивается. Вторая идея – более высокая: отобрать лучших из лучших, втянуть их в активную университетскую жизнь, ведь многие имеют неполное, если не сказать скудное, представление о том месте, где они учатся или работают.
Третий момент – «принуждение» к сотрудничеству с коллегами из других подразделений Вышки, чтобы общение было организовано не только вертикально, но и горизонтально. Кадровый резерв как раз и выступает таким инструментом: люди знакомятся, вместе реализуют какие-то проекты. Причем важно, по мнению Вадима Радаева, взаимодействие с коллегами не только из основной Вышки (многие годами не бывают в некоторых корпусах, расположенных в Москве), но и из филиалов. Так и складываются сначала «пунктирные» группы, которые потом становятся устойчивыми и начинают приносить университету пользу.
Мария Юдкевич сообщила о том, что через 1-2 недели будет объявлено о старте нескольких конкурсов для участников кадрового резерва. Это и конкурс академических инициатив, нацеленный на то, чтобы за счет новых методических форм облегчить жизнь преподавателям Вышки. И конкурс междисциплинарных семинаров, которые проводятся весной и осенью в регионах. В прошлом году их было четыре.
Кроме того, существуют выездные семинары участников кадрового резерва, где они встречаются с руководителями университета, обсуждаются проблемы. Это, по словам Марии Юдкевич, всегда возможность спросить «Доколе?» и попытаться рассказать о своем видении ситуации, предложить какое-то решение. Обычно такие встречи происходит осенью, в выходные дни, так что это общение неформальное.
— Список мероприятий кадрового резерва открыт. Мы готовы рассмотреть любые предложения, рассчитываем на обратную связь, — сказала Мария Юдкевич.
Вадим Радаев |
Творческие отпуска также призваны стимулировать сотрудников Вышки. Правда, этот инструмент еще не заработал в полную силу, да и воспользоваться им можно, лишь проработав в университете пять лет. Причем претенденты на такой полугодовой отпуск должны согласовать свои намерения с кафедрой и факультетом. Университет компенсирует отсутствие преподавателя выделением соответствующей доли ставки для приема временного сотрудника. А участникам кадрового резерва также по согласованию с кафедрой и факультетом учебная нагрузка может быть уменьшена на четверть. Но это не подарок: получив «привилегии», взамен они должны взять на себя обязательства по подготовке диссертации, завершению монографии и тому подобное.
Сейчас готовится регламент, касающийся обучения в зарубежных университетах для получения степени PhD. Для этого, кстати, можно получить от университета финансовую и организационную поддержку. Это касается всех сотрудников ВШЭ, но «резервисты», как и во многих других случаях, имеют преимущества.
Мария Юдкевич и Вадим Радаев |
Участники собрания обсудили и подходы к повышению квалификации. По словам Вадима Радаева, только за 2010 год через различные программы повышения квалификации прошло 1630 сотрудников Вышки. Есть устойчивый спрос на программы, связанные с общими профессиональными навыками: иностранными языками, психологией, конфликтологией, общением и так далее. А вот на программы, ориентированные на специальные знания, спрос значительно меньше. Поэтому и возникают предложения сместить акценты в повышении квалификации в сторону узкопрофессиональных программ.
В вопросе повышения квалификации важна роль самих вышкинцев: что они могут предложить своим коллегам и каковы их потребности в таких программах. На собрании «резервисты» предложили организовать программу по обучению академическому письму, мастерству публичного выступления.
Практика встреч участников группы высокого профессионального потенциала Высшей школы экономики с руководителями университета будет продолжена, и уже 11 февраля состоится обсуждение отчетов по итогам конкурсов кадрового резерва.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования
В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.
Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета
10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.
Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.
Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года
10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.
«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.
«Первокурсники увидели, что наука может быть интересным занятием»
В ноябре состоялась встреча первокурсников и членов кадрового резерва ВШЭ. Она стала финалом образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в новом учебном году в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». О реализации модуля рассказывает советник проректора ВШЭ Татьяна Ишмуратова, а также другие его разработчики и участники.
«География Вышки»: итоги года. Выпуск шестой
В шестом выпуске «Географии Вышки» рассказывается о проведённых в этом году междисциплинарных научных семинарах, организованных в рамках конкурса кадрового резерва.