«Сможем ли подняться на новую ступень?»
26 ноября на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ обсуждались итоги учебно-методической работы и деятельности блока дополнительного образования в 2009/2010 учебном году, были рассмотрены и другие вопросы жизни университета.
Доклад об итогах учебно-методической деятельности представлял проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин. Вот некоторые цифры, характеризующие развитие университета в этом отношении. С учетом филиалов число кафедр увеличилось до 190, число учебных факультетов и отделений — до 37. Количество направлений подготовки бакалавриата, специальностей и магистерских программ в одной только Москве выросло до 69, причем наиболее существенным был рост магистерских программ (с 36 до 46).
По семнадцати направлениям подготовки бакалавриата в прошлом году были разработаны оригинальные образовательные стандарты, позволившие выделить ядро дисциплин, формирующих базовые компетенции и значительно ограничить среднее количество обязательных дисциплин, изучаемых студентами в бакалавриате. С введением этих стандартов наметились две характеристики занятий: снижение средней аудиторной недельной нагрузки и увеличение средней доли самостоятельной работы будущих бакалавров. Что же касается уровня успеваемости студентов старших курсов, то он остается достаточно стабильным, что обеспечивается в том числе жесткой политикой отчисления. В результате, доля студентов, получающих оценки «отлично» и «хорошо» на итоговых государственных экзаменах превышает 80 процентов, а на защите выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций — 85 процентов.
Интерес представляют данные о внутриуниверситетской мобильности студентов ГУ-ВШЭ. Так, выяснилось, что главным «полюсом притяжения» является факультет государственного и муниципального управления, большего всего студентов принимающий и достаточно много их «отдающий». Такая активность на факультете представляется Сергею Рощину тревожным симптомом, но его опасения не разделяет декан факультета Алексей Барабашев, полагающий, что студентов на факультет привлекает прежде всего возможность осмысленного выбора будущей профессии.
Количество студентов ВШЭ, обучающихся за рубежом в рамках программ обмена и двойных дипломов, остается недостаточно высоким. Интересно, что входящая международная мобильность существенно превышает исходящую, а лидерами по числу приездов в Вышку являются студенты из США, Германии, Италии, Франции и Швейцарии.
Привел Сергей Рощин и данные о профессорско-преподавательском составе, структуре учебной нагрузки преподавателей (три четверти которой приходится на аудиторные занятия, контроль и аттестацию работ студентов), их квалификации (количество преподавателей, прошедших повышение квалификации, за год увеличилось почти вдвое) и участии в научной деятельности.
Одну из основных задач по совершенствованию учебной работы Сергей Рощин видит в развитии информационной образовательной среды LMS. «Это задача непростая, — предупредил проректор. — Она требует объединения усилий специалистов в разных плоскостях — и тех, кто понимает образование как процесс, и тех, кто помогает с наполнением контента, и тех, кто работает собственно со средой. Из такой сложности задачи следует, что это должен быть проект, и выстроить его мы должны так, чтобы он не разделялся перегородками отдельных структур университета. Я бы сказал, что сейчас у нас есть определенное продвижение в плане контента, но мы запаздываем с информационным обеспечением. Время еще есть, но уже с 2011–2012 года нам нужно переходить на нормальное функционирование этой системы».
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов, комментируя доклад, обратил внимание на следующие вопросы: «Мы никогда не анализировали, что препятствует мобильности наших студентов, хотя эта проблема сохраняется из года в год. И еще мне кажется, что необходимо снижать количество часов в рамках одного курса. В ведущих западных университетах стандартный "серьезный" курс — это четыре часа на девять недель. Нелепо ожидать, что лекции будут источником знания. Лекция — всего лишь навигатор, ведущий студента по выбранному полю, с попыткой через эту навигацию передать те умения, которые должен передавать профессор студенту».
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов посчитал необходимым конкретизировать предлагаемые меры. Одна из них касается недостаточных языковых компетенций студентов Вышки. Для решения этой проблемы ректор предложил в течение двух лет ввести на каждой программе каждого факультета обязательный курс, читаемый только англоязычными профессорами. «Так мы поставим фильтр, который не только будет работать на "отсев", но и мобилизует наших студентов всерьез изучать язык», — уверен ректор.
Для обеспечения более эффективной работы студентов необходимо активизировать деятельность учебных ассистентов, число которых планируется довести до трехсот. Вместе с тем ректор призвал ужесточить требования по участию в научных семинарах и требования к работающим студентам, которым слишком многие преподаватели выдают карт-бланш на посещение занятий, «сквозь пальцы» смотря на их успеваемость. Уровень учебной нагрузки самих преподавателей будет проанализирован в ходе специального исследования, которое призвано выявить группу наиболее загруженных преподавателей и причины их повышенной загрузки. Другое внутренне исследование будет направлено на изучение проблемы, отмеченной Львом Любимовым: выявление причин, мешающих международной мобильности студентов. При этом Ярослав Кузьминов подчеркнул, что решение многих задач напрямую зависит от позиции коллег-профессоров. «Речь идет о судьбе нашего академического коллектива: сможем ли подняться на новую ступень, или будем ласково поглаживать себя по голове, считая, что задачи в основном выполнены?» — сказал ректор.
Отчет о результатах работы блока дополнительного профессионального образования (ДПО) представила на Ученом совете директор по дополнительному образованию ГУ-ВШЭ Елена Коваль. Она отметила, что на динамику количества слушателей программ ДПО большое влияние оказал экономический кризис и его последствия: после «пикового» набора в 2008 году число новых слушателей в 2009/2010 учебном году заметно снизилось. Однако это касается не всех форматов обучения, несмотря на кризис (а, возможно, отчасти и благодаря ему), сохранились положительные темпы увеличения слушателей программ профессиональной переподготовки. Всего же в 2010 году программы ДПО, реализовывавшиеся в тридцати структурных подразделения (и в Москве, и в филиалах Вышки), окончили почти 16 тысяч человек. Ближайшими задачами блока ДПО станут внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий и введение модульной системы обучения, что, по словам Елены Коваль, позволит сделать образовательные программы более гибкими и индивидуализированными.
Другим решением Ученого совета был утвержден состав вступительных испытаний в бакалавриат и магистратуру Высшей школы экономики в 2011 году. Однако проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович обратил внимание на то, что по некоторым новым направлениям подготовки государственные органы еще не определили нормативный перечень экзаменов, на который должны ориентироваться вузы. Решение по ним будет принято Ученым советом дополнительно.
Помимо этого, члены Ученого совета утвердили Положение о порядке проведения аттестации работников профессорско-преподавательского состава ГУ-ВШЭ и утвердили изменения в составе ученого совета факультета экономики, членами которого стали директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко и содиректор Программы совместного бакалавриата Высшей школы экономики и Российской экономической школы Олег Замулин.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭФото Никиты БензорукаАлексашенко Сергей Владимирович
Замулин Олег Александрович
Вам также может быть интересно:
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.
ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников
31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.
Ученый совет: апрельские решения
26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.
Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы
1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.