«Вышка хороша тем, что ты заранее знаешь все правила игры»
В среду 17 июня в Профессорском зале Вышки с сольным концертом выступит студент 2 курса образовательной программы «Политология» и 4 курса Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского Илья Мочалов. В интервью новостной службе ВШЭ Илья рассказал, как ему удается совмещать серьезные занятия музыкой с учебой в Вышке, чем ему нравится «Muse» и с чего начать слушать классическую музыку.
Предопределенность и свободный выбор
Я родился в семье музыкантов в пятом поколении, все родственники в той или иной мере связаны с музыкой, так что особого выбора — заниматься или не заниматься музыкой — в детстве у меня не было. А вот в 9 классе уже пришлось задуматься, к этому времени я закончил музыкальную школу и нужно было решать — оставаться в общеобразовательной школе или поступать в музыкальный колледж. В итоге я выбрал и то, и другое — я продолжил учиться в школе и поступил на фортепианное отделение в Мерзляковку (Академический государственный колледж при Московской государственной консерватории). Образовательные дисциплины я учил в школе, а музыкальные — в колледже, куда ходил по вторникам и субботам.
Проучившись два года в колледже, несмотря на то что, мне очень нравится выходить на сцену, я понял, что карьера классического музыканта меня не привлекает, да и опоздал я с этим. Я попытался определить, что мне интересно, кроме музыки: с одной стороны — актерская и режиссерская профессия, а с другой — что-то связанное с общественно-политической деятельностью, при этом достаточно творческое и не рутинное. Изучив разные вузы и факультеты, я остановился на факультете прикладной политологии (сейчас вошел в состав факультета социальных наук) ВШЭ. Сначала я пробовал поступить в Вышку по олимпиаде, но прошел только до второго тура. Если честно, олимпиада показала, что для поступления надо дополнительно заниматься. Все, что было за пределами школьной программы, надо было осваивать самому. Я начал готовиться и в итоге поступил по ЕГЭ.
Как все успевать?
Первые полгода у меня ушли на адаптацию к университетской среде, но постепенно я разобрался, как совмещать учебу в Вышке с колледжем. Я старался выстраивать расписание так, чтобы занятия в колледже проходили в дни, когда в вузе были только лекции. Я довольно быстро понял, что нельзя пропускать семинары, если лекции можно взять у однокурсников (многие пишут не только конспекты, но и записывают на диктофон), можно прочитать дома книги и учебники по теме, можно попросить помощи у старших курсов, то семинарские занятия так не наверстаешь. А есть ряд предметов, в которых никакие книги не заменят личности лектора, их я старался вообще не пропускать.
Вышка хороша тем, что ты заранее знаешь все правила игры, есть курсы, где важнее экзамен, где-то больший вес имеет эссе и работа на семинарах и т.д. Все четко регламентировано, спорных моментов практически не бывает, поэтому для того, чтобы все успевать, надо изучить «регламент» и стараться его придерживаться.
С профессиональной точки зрения скорее всего моя жизнь будет связана с политической и общественной деятельностью. Музыкой же я хочу заниматься для себя
Но, несмотря на то, что технически я научился совмещать университет и колледж, и даже уже привык так существовать, психологически не все так просто, и я бы не рекомендовал повторять мой опыт. Часто по-детски бывает обидно, хочется жить как нормальный студент — общаться с однокурсниками, заводить знакомства, приглашать на дни рождения. Все отдыхают, ходят друг к другу в гости, а у меня после колледжа — университет, после университета — колледж. Конечно, за многие годы я научился лавировать, выстраивать приоритеты, в колледже я хожу только на музыкальные предметы и в основном только на то, что связано с фортепиано.
Ради чего все это?
Мне нравится играть, выходить на сцену. Я получаю удовольствие от того, что играю для кого-то, что могу через музыку передать людям свои мысли. Кроме фортепиано с недавнего времени я играю еще на барабанах, правда, пока не профессионально.
Музыка для меня — это высшее из искусств, она не связана со словом, она свободна — у каждого возникают свои впечатления и эмоции, относящиеся только к его жизни. Я не знаю, что значит «понимать музыку», есть определенные композиции, которые я чувствую: и здесь на первом месте Рахманинов и Шостакович. Два абсолютно разных и самых любимых моих композитора. Произведения Рахманинова я буду исполнять на концерте 17 июня.
Как начать слушать классическую музыку
Мне кажется надо найти «свое» произведение, которое вас «зацепит», и тогда захочется слушать все больше и больше. Я бы порекомендовал начать с цикла произведений Баха, объединенных под общим названием «Хорошо темперированный клавир», потом перейти к классицизму и послушать Моцарта и Гайдна. Дальше романтики — обязательно остановиться на ноктюрнах и этюдах Шопена, он никогда не бывает скучным и мастерски дергает за струны души, наверное, потому что сам многое переживал. В XX веке надо слушать русских композиторов, думаю, что тот, кто услышит Седьмую симфонию Шостаковича или Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, точно захочет услышать как минимум предшествующие симфонии и концерты.
Про XXI век мало что могу сказать, я почти не интересуюсь современной классической музыкой. А если брать не классическую, то мне нравится Muse (кстати, они выступают 19 июня в Москве), возможно, потому что они много берут из классической музыки. Иногда говорят, что они играют симфонический рок, есть пара песен, которые записаны с оркестром — это интересно. С первого раза, правда, мне никогда не нравится, а вот раза с десятого, когда вслушаюсь, понимаю, что их музыка сложная и многомерная. Очень нравится Led Zeppelin, полгода назад была новость, что им предложили миллиард долларов за концерт, но они отказались. Обидно, хотелось бы, чтобы они выступали. Еще люблю Ramnstein, за что меня критикуют — никто из моих друзей не может это слушать. А мне нравится, правда, только слушать, лет в 14 я был на их концерте и понял, что не хочу ассоциировать себя с публикой, которая ходит на них. С трудом понимаю, как можно слушать техно и хаус. В русском роке особо не разбираюсь, люблю Земфиру.
Политика и/или музыка
Буквально через несколько дней я получу диплом в колледже, у меня высвободится много времени. Если честно, то боюсь, что без обычной загруженности я буду чувствовать себя в прострации. Я решил себя загрузить — с июля начну стажироваться на «Дожде». Я могу снимать, монтировать, не боюсь камеры, умею говорить — что-то из этого, надеюсь, выйдет. Мне было бы интересно вести новости, дорасти до авторской программы, и «Дождь» — хорошая площадка, чтобы попробовать себя. Я думаю, будет сложно и напряженно, но интересно.
С профессиональной точки зрения скорее всего моя жизнь будет связана с политической и общественной деятельностью. Музыкой же я хочу заниматься для себя, для меня это средство саморазвития и получения удовольствия.
Беседовала Людмила Мезенцева
Вам также может быть интересно:
Звуковой ландшафт
Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни.
Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов
В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.
Современная британская музыка играет с прошлым
С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.
«Управлять государством должны философы. Я управляю государством в пределах своего бизнеса»
Имея диплом по философии, не обязательно оставаться теоретиком — есть способ перевести фундаментальные знания не только в дело, но и в деньги. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник ВШЭ Илья Мензелеев, сооснователь хип-хоп, соул-лейбла Hustle Flower, рассказал о том, как поэзия Серебряного века ложится на ритм-н-блюз, почему русские должны любить «черную» музыку и как Аристотель помогает в музыкальном бизнесе.
Участники хора Force МАЖОР получили премию «Чартова дюжина»
Участники хора Высшей школы экономики Force МАЖОР вместе с руководителем Светланой Сандраковой стали обладателями Национальной музыкальной премии «Чартова дюжина» в номинации «Концерт года» за участие в Снайперском хоре. Этот хор сопровождал выступление группы «Ночные снайперы» и ее солистки Дианы Арбениной на рок-фестивале «Нашествие-2014». Церемония вручения премии состоялась 13 февраля в концертном зале Crocus City Hall.
«Профессорская» музыка, или Клавирабенд на двоих
5 декабря в Высшей школе экономики прошел «Вечер фортепианной музыки на двоих» — в течение двух часов профессор компьютерных наук Университета Париж-I Пантеон Сорбонна Мишель Грабиш и проректор ВШЭ Сергей Ерофеев исполняли музыку Шопена, Рахманинова, Брамса, Чайковского, Дебюсси, Равеля и Баха.
«С каждым альбомом наша аудитория молодеет»
Накануне выступления на Дне Вышки Шура Би-2 рассказал о новом альбоме, любви к винилу и певице Jekka.
Популярная музыка как сложный социальный феномен
Александра Колесник, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ, рассказывает о сборнике статей под редакцией социолога, профессора Эдинбургского университета Саймона Фриса «On Record: Rock, Pop, and the Written Word».
В ЦДХ прозвучали романтические октеты в лофт-формате
В Центральном доме художника прошел второй концерт в рамках проекта «Loft Music», организуемого ВШЭ и выпускниками Высшей школы менеджмента ВШЭ.
Студент ВШЭ стал призером конкурса пианистов в Париже
Студент 4 курса бакалавриата отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики ВШЭ Михаил Дубов получил третью премию и специальный приз прессы на прошедшем в Париже XXV Международном конкурсе пианистов-любителей.