• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Январь 2024
1пн2вт3ср4чт5пт6сб7вс8пн9вт10ср11чт12пт13сб14вс15пн16вт17ср18чт19пт20сб21вс22пн23вт24ср25чт26пт27сб28вс29пн30вт31ср
16
  • Сегодня
  • Завтра

Вторник, 24 декабря

12:00

Налоговый онлайн-семинар 2024: «Снижение рисков по субсидиарной ответственности»

онлайн
17:00

Семинар ПГ «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»: «Как повысить карьерные притязания и эффективность профессионально-образовательной навигации»

История под надзором

Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев. 

Песни на заказ

В 1937 году издательство газеты «Правда» выпустило сборник «Творчество народов СССР». Более чем наполовину он состоял из поэтических переводов с армянского, украинского, казахского и других языков на русский. Эта книга могла продемонстрировать культурное разнообразие СССР, но на практике оказалась примером колониальной гомогенизации. Тому, как это происходило, посвящена статья доцента Школы филологии ВШЭ Елены Земсковой Soviet Folklore as Translation Project.

Постсоветская книжная полка

Не секрет, что советская цензура практически полностью регулировала книгопечатание до 1991 года. Что же происходило с книжным рынком в России сразу после распада СССР? Как постепенно изменялась читательская культура? Спецпроект студентов программы «Филология» посвящен самым тиражируемым книгам в 2 городах-миллионниках (Москве и Петербурге) и 2 менее крупных городах (Ярославле и Пензе).

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Коммунизация смерти

Как советская идеология повлияла на культуру массовых захоронений.

Березка или спутник-пылесос

Существует миф, что в СССР не было потребительского общества. Было. Более того, оно начало формироваться в пору относительной молодости Советской власти и сложилось в эпоху оттепели. Предлагаем тест на знание советской потребительской культуры.

Бессмертное советское

Мы не живем в советском, но советское живет в нас. Оно растворилось в повседневности, стало частью поколенческой памяти не только тех, кто застал СССР, но и тех, кто о той стране лишь слышал. Истоки этой «коллективной силы» ученые НИУ ВШЭ нашли в историях российских семей, исследовавпуть памяти о советском через общение трех поколений.

Как туризм поднял «железный занавес»

Особенности поездок за рубеж из СССР — в новой книге Игоря Орлова и Алексея Попова «Сквозь «железный занавес» Руссо Туристо: советский выездной туризм в 1955–1991 годах».

Советская гастрономическая реальность подменяется мифами

Опыт советского прошлого все чаще становится предметом идеализации и мифологизации. Это относится, в том числе, к гастрономическому аспекту. Существовавшим практикам голода и дефицита в СССР сегодня противопоставляются сюжеты из знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище», которая репрезентирует гастрономический идеал прошлого, но никак не повседневную реальность советского человека, отметила в исследовании, представленном на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ, доцент департамента прикладной политологии Высшей школы экономики (Санкт-Петербург) Ирина Сохань.