Вышка начинает исследование в Доме культуры «ГЭС-2»
Объединение ученых MendiT Research Lab, созданное на базе аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, с 5 июня на месяц станет резидентом Дома культуры «ГЭС-2». Исследователи познакомят городское сообщество с лабораторией и вместе с горожанами будут изучать практики починки одежды. Каково это — находиться в поиске метода и объекта исследования, участницы лаборатории рассказали порталу ВШЭ.
В лаборатории MendiT исследуют технологии починки одежды и медленной моды, основанной на осознанном потреблении и заботе об окружающей среде.
Мендинг исследователи понимают широко. Интерес к теме ухода за одеждой, устойчивому развитию (sustainability) в науке возрос за последние два-три года. Фокус на исторических (например, советских) практиках починки одежды интересует исследовательниц в меньшей степени. Советский ремонт был вынужденной мерой, попыткой сэкономить на покупках, починив испортившуюся одежду. Он был в основном невидимым: настоящая рукодельница должна была скрывать свои усилия. Сегодня наблюдается волна роста видимого ремонта, когда заплатки не притворяются ничем другим, а наоборот — все усилия по сохранению вещи являются во всей полноте. Участниц MendiT интересует, откуда возник интерес к практикам починки одежды в наши дни.
Несмотря на то что в первую очередь речь идет об исследовании одежных практик, исследовательское поле междисциплинарно. Уже на этапе создания лаборатории у ученых были контакты с коллегами, исследующими, например, историю медицины. Хирургическая операция и терапевтическая сессия — тоже своего рода ремонт. Мендинг оказался идеальной площадкой для использования междисциплинарных подходов.
Людмила Алябьева, руководитель проекта, академический директор аспирантской школы по искусству и дизайну, доцент Школы дизайна ФКМД ВШЭ
«Проблематика ухода за одеждой стала мне интересна во время пандемии. Починка, сохранение существующей одежды — совершенно новая исследовательская оптика в изучении моды. В то время как традиционно мода ориентирована на будущее, здесь нам предлагается совершенно другая система координат и темпоральность — сохранение и поддержка существующего.
В лаборатории есть несколько уровней работы. Первый — встречи с зарубежными коллегами. Они читают доклады или делятся своими исследовательскими находками на семинарах лаборатории. Второй уровень — выход в исследовательское поле. За время работы лаборатории исследовательницы посетили Учму, Коломну, а также Музей истории ГУЛАГа и фонд «Второе дыхание» в Москве. В планах исследовательниц — поездка на Русский Север. Все поездки участницы считают интересным опытом в поиске метода и объекта исследования».
Галина Игнатенко, исследовательница вышивки в современном искусстве, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ
«Одна из наших первых встреч как исследовательской группы произошла в городе Учма. Мы отправились в Музей дыр и заплат, где весь наш скепсис относительно того, насколько мендинг — благодатное исследовательское поле, рассеялся. Мы увидели, сколько историй скрывается за каждой дыркой, и поняли, что здесь точно есть что изучать. После Учмы я поменяла тему кандидатской диссертации. Вместо моды авангарда я буду изучать тему женских рукоделий в актуальном российском искусстве».
Ирина Балакшина, исследовательница моды и кураторских практик, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ
«Наши первые поездки — разведывательные. Мы хотели понять, какие опыты работы с одеждой, штопкой, памятью существуют в разных сообществах. Каждая поездка не была похожа на предыдущую. В Коломне мы посетили шелковую фабрику, которую хотят восстановить. Это история о том, как важно сохранять утраченное наследие, как хотят залатать дыры в истории, воссоздав производство шелка. Здесь больше подтекстов, чем просто починка одежды».
Наталья Гончарова, выпускница магистерской программы «История и теория моды» РГГУ
«На все вопросы, которые мы задаем мендингу, я бы ответила с многоточиями: здесь важен процесс. Кажется, что у всех сценариев обращения к мендингу есть одна общая черта — запрос на подлинность. Очевидно, в современном мире с множеством полутонов и оттенков фейков возникает необходимость в чем-то настоящем. Дыра — подлинна. Травма — подлинна. Любое лечение, починка — подлинны. Я занимаюсь столярным делом, и какая-то часть моей работы относится не к реставрации, а к апсайклингу (переработке) отслуживших изделий во что-то новое. Оказалось, что в плане эстетики и смысла это близко многим людям».
Третий уровень работы лаборатории — практический. С начала существования аспирантской школы по искусству и дизайну лаборатория ищет форматы соединения теории и практики, и в теме мендинга они сошлись.
Лиза Кузнецова, исследовательница теории моды, магистрантка программы «Индустрия моды: теории и практики», Московская высшая школа социальных и экономических наук
«В ходе исследования мы открыли для себя формат repair café. Туда приходят люди с вещами, которые им нужно починить. Им помогают те, у кого в этом больше опыта, они получают инструменты для работы. Мы выяснили, что это не только европейская история, в Перми тоже есть такое место. Люди в этом заинтересованы. Тренд на экологичность нас захватывает, и мы ищем способ получить такой опыт в публичном пространстве. Наши исследования полезны».
В июне MendiT Research Lab станет резидентом «ГЭС-2», Дома культуры, ориентированного на работу с комьюнити. Лаборатории всегда было интересно найти выход за пределы закрытого исследовательского сообщества. В планах — проведение воркшопа в формате stitch-n-bitch, который объединяет творчество и беседу. Вместе с приглашенными участниками планируется создать панно-инсталляцию из отремонтированной одежды. Исследовательницам интересно не законченное высказывание, а процесс, ведь мендинг — это забота и совместное действие. Через специальную форму они планируют собирать истории о дырах и починке вещей, а в конце периода резидентства представить собранные тексты. Это диалог на трех уровнях: во-первых, ученых между собой, во-вторых, между учеными и комьюнити и, наконец, между практикующими и вещами, с которыми они работают.
Среди других идей — подготовка публикаций и организация конференций. Сейчас участницы MendiT работают над материалом для журнала «Теория моды», выпуск которого будет посвящен мендингу. Это открытый эссеистско-исследовательский формат «дневников ремонта», где каждый автор выступает со своим видением, делая «заметки на полях мендинга». Презентация выпуска пройдет в «ГЭС-2» в конце июня.
Ася Аладжалова, историк моды, магистрантка программы «Индустрия моды: теории и практики», Московская высшая школа социальных и экономических наук
«У каждой из нас свое видение и цели относительно мендинга. У кого-то в приоритете проведение исследований, у кого-то — практика. В работе несколько направлений: передача своего мастерства, открытие культурной институции и написание исследования».
«Мне кажется, сама проблематика починки одежды, будучи поддерживающей практикой, настраивает на жесты солидарности и взаимной помощи: мы получаем письма от зарубежных коллег, которые поддерживают ученых, оказавшихся в изоляции, — говорит Людмила Алябьева. — И это тоже про мендинг. Хочется верить, что лозунг нашей лаборатории может быть приложен к ситуации, в которой мы сегодня оказались, и we can mend it!»
Балакшина Ирина Александровна
Игнатенко Галина Сергеевна
Вам также может быть интересно:
HSE FASHION DAYS: цикл лекций о моде в Москве и Петербурге
В преддверии большого фестиваля моды, который Школа дизайна НИУ ВШЭ проведет 24 ноября, в Москве и Санкт-Петербурге вновь состоится масштабный цикл лекций и паблик-токов. Ведущие стилисты, фэшн-журналисты, блогеры и предприниматели расскажут о современном устройстве модной индустрии: продвижение брендов, креативные съемки, создание спецматериалов, коллаборации — это лишь часть тем, которые будут раскрыты в рамках HSE FASHION DAYS. В городе на Неве программа стартует 2 ноября, в столице — 7 ноября.
«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе
24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.
Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге
С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.
FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.
«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»
В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»
В рамках проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ провели виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Над виртуальным шоу работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна Валерии Тухановой.
Идеи новых границ: студенты Школы дизайна Вышки приняли участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia
23 апреля в Музее Москвы учащиеся направления «Мода» провели показ HARD 009: NEW BORDERS на весенней сессии MBFW Russia. Эмоции участников, оценки кураторов и фоторепортаж с самыми яркими моментами модного события – в материале новостной службы портала.