Как сохранять и развивать объекты культурного наследия
Какие факторы сдерживают капитализацию объектов культурного наследия? Почему при огромном потенциале они остаются непривлекательными для инвесторов? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола под названием «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия», который прошел 25 июня в Калининграде и собрал экспертов, чиновников и предпринимателей. Организатором мероприятия выступил факультет городского и регионального развития ВШЭ (ФГРР).
Руководитель проектной группы ФГРР Виктория Мальцева представила на круглом столе доклад на тему «Меры государственной поддержки частного сектора в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: анализ текущей ситуации». Она рассказала, почему инвесторы считают данный сегмент недвижимости высокорисковым и низкомаржинальным. Они рассматривают объекты культурного наследия как слишком сложные и трудные для работы из-за множества технических ограничений, недостатка квалифицированных специалистов, а также высоких административных барьеров.
«Главный тезис в том, что объекты культурного наследия будут работать только в случае сохранения баланса между мерами, стимулирующими инвесторов (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы), и ограничениями (регулирование, различные паспорта и т.д.)», — объяснила Виктория Мальцева.
Чтобы предложить государству комплексную программу работы с объектами культурного наследия, которая позволили бы делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторические центры городов, проектная группа Виктории в 2018 году начала большое исследование. Об одной из частей этого исследования — мерах господдержки — спикер рассказала на круглом столе. Исследователи проанализировали все меры государственной поддержки в России и попытались понять, можно ли оценить их эффективность и сопоставить их с зарубежной практикой. Всего было проанализировано 11 стран и 85 регионов.
Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Основной вывод, который мы сделали, — за рубежом все три уровня власти — федеральная, региональная, муниципалитет — работают вместе. Помимо этого, у них для каждого города существуют индивидуально разработанные программы. Когда же мы принялись анализировать не количественно, а качественно наши российские документы, которые регламентируют меры поддержки, мы пришли к выводу, что они просто скопированы друг у друга. Когда-то Москва приняла первую пилотную программу, и во многих регионах она, как под копирку, выглядит точно так же. А мы должны понимать, что уровень экономической активности в Москве и регионах разный, и сами города разные, но адаптация нормативно-правовых актов не происходит.
После выступления Виктории Елена Кукушкина, председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области, отметила, что большинство проблем в области сохранения и развития объектов культурного наследия лежат в законодательном поле. Тем не менее, в России встречаются и удачные кейсы работы с такой недвижимостью, например, в Вологодской области.
«В последние годы у нас произошел всплеск предпринимательской активности благодаря совместной деятельности регионального органа власти и муниципалитета, — поделилась Елена Кукушкина. — В частности, в первую очередь, он случился в крупных городах на территории области. Например, муниципалитет города Вологда 5 лет назад начал с нашей подачи заниматься вопросом реставрации объектов деревянного зодчества, которые долгое время пустовали и находились в неудовлетворительном состоянии. Мы предложили им заняться вопросом предоставления льгот только не аренды, а продажи за один рубль имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, с предложением эскизного проекта».
По словам Елены, это помогло реализовать практически все объекты деревянного зодчества: у всех сегодня имеются инвесторы. При этом несколько иная ситуация складывается на территории муниципальных образований области, где расположены небольшие города. «Это связано с отсутствием там предпринимателей, у которых вообще есть свободные средства, — объяснила спикер. — Но эта проблема лежит в области каких-то экономических проблем, и это нужно решать на другом уровне. Еще большую проблему составляет вопрос, связанный с земельным участком.
Наше законодательство позволяет приобрести в аренду «за рубль» объект в неудовлетворительном состоянии, но не позволяет предоставлять на тех же условиях земельный участок
О том, как обстоят дела в Калининградской области, ставшей хозяйкой фестиваля «Архитектурное наследие», на круглом столе рассказал Кирилл Лило, руководитель Центра «Мой бизнес».
«По инициативе губернатора в конце прошлого года у нас была разработана программа по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот Калининградской области, и со второго квартала этого года мы начали ее успешно реализовывать», — отметил Кирилл Лило.
По его словам, цель региональной программы — не восстановление и сохранение объектов культурного значения, а, в первую очередь, создание на их базе бизнеса, точек притяжения туристических потоков и точек притяжения для сопутствующих проектов, таких как мелкая торговля, общепит, гостиничный бизнес. Кирилл Лило детально описал программу: сумму финансирования и срок кредитования инвесторов, требования к ним, условия и т.д.
Кроме того, на круглом столе выступили заместитель директора департамента, начальник отдела проектов и программ развития территорий АНО АИР Московской области Андрей Татарников, который поделился, как инвестиционные паспорта становятся инструментом вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, а также Даниил Баранов, руководитель направления «Реставрация» ООО «Седрус». Он объяснил, какова роль бизнеса в сохранении объектов, имеющих историко-культурную ценность.
Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — это всегда интересное событие с насыщенной программой широкого спектра вопросов охраны, сохранения и популяризации, использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды, поэтому мы решили тоже «высказаться» и организовали круглый стол по одной из тем, которые сегодня разрабатываются на факультете. ФГРР помимо темы, связанной с развитием объектов культурного наследия, приспособления их к современному использованию и вовлечения их в экономику города, также сосредоточен на вопросах гармонизации градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия и преодоления рассогласованности региональных и городских документов, определяющих режим использования объектов в границах зон охраны и застройки и не являющихся ОКН. Следующая тема, в которой мы работаем, — это регулирование застройки с учетом требований по охране объектов культурного наследия с разработкой релевантного инструментария для правил землепользования и застройки. Экспертиза и в этой теме является перспективной. Это подтверждается интересом к нашим специальным курсам в рамках магистерской программы и программы дополнительного профессионального образования по правовому зонированию, где целый блок посвящен наследию и регулированию застройки. В следующем году мы планируем расширить свое присутствие на фестивале в городской повестке — по развитию ОКН, по вопросам регулирования исторической застройки в городах, в федеральной повестке — по теме совершенствования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Гудзь Татьяна Васильевна
Мальцева Виктория Вячеславовна