Дорога перемен: как Крымский мост изменил туриндустрию Крыма и Краснодарского края
Масштабные инфраструктурные проекты, символом которых стал Крымский мост, изменили жизнь полуострова и отразились на экономике Краснодарского края. Какие возможности открылись перед местным бизнесом, с какими трудностями сегодня сталкиваются предприятия туриндустрии? На эти и другие вопросы постарались ответить эксперты Высшей школы экономики.
Коллектив в составе трех преподавателей и десяти студентов под руководством старшего преподавателя кафедры экономической социологии Максима Маркина провел исследование, результаты которого были представлены в ходе открытой лекции «Последствия открытия Крымского моста для туристов и бизнеса» из цикла «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». Вместе с Максимом Маркиным в презентации приняли участие студентка образовательной программы «Экономика» Светлана Гудкова и студентка образовательной программы «Социология» Мария Зубкова.
С началом автомобильного движения по Крымскому мосту весной 2018 года на полуострове и в Краснодарском крае наблюдаются значительные изменения в социально-экономических практиках туристов и деловых стратегиях туристического бизнеса. Исследователи сравнили ситуацию в двух городах по разные стороны Крымского моста – в Анапе и Феодосии. Максим Маркин пояснил, что данные собраны в августе-сентябре 2020 года, поэтому исследование затронуло и изменения, обусловленные введением коронавирусных ограничений. Было взято 25 интервью с туристами, около 40 интервью с владельцами или ключевыми сотрудниками предприятий малого бизнеса, связанного с размещением, общественным питанием и организацией экскурсий. В обоих городах исследователи встретились с представителями департаментов местных администраций, отвечающих за туризм.
Три портрета курортников
Анапа считается относительно недорогим курортом, в том числе по сравнению с Крымом. Отдых здесь, помимо пляжного, рассматривают преимущественно как оздоровительный, в том числе потому, что там много пансионатов, санаториев с грязелечением.
Всех опрошенных исследователи разделили на три группы. Первая группа – это те, кто приезжает в пансионаты по путевкам, преимущественно на 21 день, главный аргумент при выборе места отдыха – путевки бесплатные. В основном в этой категории люди с доходами ниже среднего. Второй типаж – те, кто приезжает в свои квартиры, купленные ранее. Это люди с высоким уровнем достатка, они могут позволить себе отдых за границей, квартиру в Анапе покупали как дачу, на выходные дни.
Порой два часа лёта до Анапы оказываются более быстрым маршрутом, чем до дачи в Подмосковье, говорят респонденты
К этой же категории относятся те, кто приезжает на съемные квартиры. Несмотря на обеспеченность, в этой группе также отмечают относительно невысокую стоимость жизни. Анапу при этом считают чистым и красивым городом. Третья группа – «дикари», в основном на машинах, они селятся в палаточных лагерях и хостелах. Такие туристы очень подвижны, много перемещаются, на месте задерживаются по два-три дня. Владельцы хостелов жалуются, поскольку раньше у них останавливались на 7-14 дней. Постояльцы, переночевавшие две-три ночи и отправившиеся по новому мосту в Крым, не приносят желаемого дохода.
В Феодосии другой контингент. Здесь практически нет пансионатов, но развита система небольших гостиниц – примерно на пять номеров, куда многие приезжают из года в год, знакомы с другими гостями, что создает ощущение семейного отдыха. К этой же группе можно отнести тех, кто приезжает в гости, к родственникам или знакомым и живут бесплатно. И еще одна категория отдыхающих в Феодосии – это жители Краснодарского края, которые с открытием моста стали ездить сюда на выходные. Кто-то это делает в поисках разнообразного отдыха, кто-то считает, что в Крыму воздух и море чище, там есть интересные дикие пляжи. Есть также те, кто едет в Крым ради культурных объектов. Поэтому стала приживаться практика бронирования отелей в разных местах, стал бурно развиваться бизнес аренды машин.
Привычка платить налоги
Мария Зубкова напомнила, что крымские предприниматели оказались в новой для себя налоговой ситуации. По этой причине, а также потому, что выросли цены и закупки для бизнеса стали обходиться дороже, денег у них стало меньше. Поэтому о его развитии сейчас мало кто задумывается. Самые информативные интервью получились с владельцами и руководителями общепита – кафе, баров. В Феодосии их, впрочем, мало, преимущественно это старые кафе, палатки на набережной, внутри города немного частных магазинов. В то время как предприятия Анапы привыкли вести свою деятельность в российской налоговой системе, а закупки им обходятся дешевле – цены здесь ниже, чем в Феодосии. Система общепита развита лучше, чем в Феодосии. Однако и здесь о движении вперед говорить нет оснований.
Курортники, приезжающие в Анапу не по путевке, также приносят мало денег, они не ходят в кафе, покупают продукты в сетевых магазинах, за что их называют «магнитчиками»
В прошлом году снижение среднего срока пребывания сгладилось из-за наплыва большего, чем обычно, потока туристов. В городе можно было даже встретить объявления о вакансиях официантов и другого обслуживающего персонала, поскольку стало значительно меньше приезжих, работавших на таких местах. Однако многие предприятия общепита все же обанкротились. В Феодосии эта проблема стоит менее остро, поскольку малый бизнес там нередко работает, как и раньше, не вполне легально.
Переформатировать и адаптировать
Анапа – это санаторный отдых и отдых детьми, Крым, в частности, Феодосия – это туризм, в том числе культурно-исторический. При такой дифференциации стратегии развития регионов различаются, полагает Максим Маркин. Анапа в отношении историко-культурной составляющей не самодостаточна, поэтому здесь развивают развлекательное направление, помимо городских возможностей, туристам предлагают поездки в Абрау-Дюрсо, Сочи, Крым. Поначалу и сам мост был туристическим объектом, хотя на нем и нельзя останавливаться.
Несмотря на потенциал, в финансовом отношении и Анапа, и Феодосия выиграли от новой инфраструктуры пока немного. Туристический поток действительно вырос, но нужно иметь ввиду, что люди приезжают с очень небольшими деньгами, поскольку оба курорта относятся к категории бюджетных. В прошлый курортный сезон у многих были средства лишь на дорогу и на съем недорогого жилья, если они приехали не в пансионаты по бесплатным путевкам.
Назрела острая необходимость адаптировать бизнес к новым условиям. Важно учесть новые практики, привнесенные туристами в последнее время и переформатировать размещение – от традиционного для юга двухнедельного до актуального двух-трехдневного. В первую очередь это относится к маленьким отелям, хостелам.
У Анапы намного больше шансов привлечь иностранные инвестиции. Нельзя сказать, что в Крыму их нет совсем, несмотря на санкции, некоторые зарубежные компании имеют там бизнес опосредованно. Но вложение больших средств невозможно. Впрочем, пока предприниматели обоих городов исходят из принципа «переживем пандемию, а дальше все будет как прежде». По убеждению Максима Маркина, рассчитывать им нужно на себя, на местные власти. Федеральный центр по-прежнему будет вкладывать большие средства в развитие регионов, но это будут инвестиции в крупные объекты, прежде всего, инфраструктурные.