Бедный учитель: зарплаты педагогов заставляют их заниматься подработкой
Действующая система оплаты труда педагогов не привела к улучшению положения дел в системе образования. При этом в последние годы зарплаты учителей сокращаются. Как сделать систему справедливой и понятной, обсудили эксперты Института образования ВШЭ, других вузов и профильные чиновники.
Отечественное образование было переведено на новую систему оплаты труда 12 лет назад. Предполагалось, что педагоги будут получать гарантированной базовую зарплату, а также компенсацию за особые условия труда и стимулирующие надбавки, и в результате оплата труда преподавателей станет достойной. Об этом напомнил научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ Виктор Болотов, открывая семинар «Возможно ли обеспечить учителям справедливую зарплату». Для участия в нем были приглашены ведущие эксперты в этой сфере.
Заведующий Проектно-учебной лабораторей медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Александр Милкус считает, что новая система оплаты в ряде регионов в концу 2010-х годов выродилась, поскольку не изменилась сама отечественная школа и методика преподавания. Между регионами большой разрыв в системах финансирования – от подушевого и личностно ориентированного до ручного распределения зарплат.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко напомнил, что введение новой системы стало следствием системных реформ отечественного образования. В частности, было введено нормативно-подушевое финансирование, изменена система оплаты труда педагогов, организованы школьные советы и обновлена сеть образовательных учреждений.
Фонд оплаты труда разделили на базовую и стимулирующую части, первая была постоянной, а вторую предлагалось устанавливать при участии управляющих советов школ. Основной вопрос вызывали соотношение базовой и стимулирующей части зарплат и принцип расчета средней зарплаты учителя – по региону или по муниципальному образованию.
Директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения Андрей Милёхин обратил внимание на то, что ставки педагогов могут существенно отличаться, несмотря на примерно одинаковый уровень сложности. Чтобы достичь средней зарплаты по региону учитель вынужден работать на несколько ставок, а система выделения надбавок оказывается непрозрачной, что отпугивает молодых специалистов.
Минпросвещения предлагает установить дифференцированные ставки в зависимости от квалификации преподавателя для всех образовательных учреждений в регионе
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливать школы и регионы. Детальные расчеты будут продолжены, пообещал глава департамента Минпросвещения.
Зампред комитета Совета Федерации по образованию и культуре Виктор Смирнов уверен, что система оплаты труда должна быть понятной самим учителям, которые сейчас часто не понимают, как им начисляют зарплату и почему отличаются зарплаты в школах одного муниципалитета. По мнению сенатора, важно зафиксировать базовые должностные оклады и ставки, обратив внимание на их уровень в регионах, сохранить дифференциацию по квалификационным группам, закрепить на федеральном уровне минимальный уровень компенсаций и стимулирующих выплат.
«Боюсь, что справедливая оплата – это недостижимая мечта», – говорит научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Придется вновь обсуждать понятие ученико-часа и базового оклада и, возможно, возвращаться к системе централизованных окладов, считает он.
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что нынешнее нормирование ставок учителей по 18 часов выглядит архаичным, в расчет их зарплат следует включать все виды педагогической деятельности. Исследования показывают, что реальная зарплата педагогов после небольшого временного повышения снизилась в 2014-2016 гг. и пока не достигла уровня 2013 года.
Учителя вынуждены заниматься параллельным образованием, посетовала Ирина Абанкина.
Получается, что мы вытеснили инновации в репетиторство, оставив в школе только рутину
Важно вернуть профессии педагога творческий характер, говорит она. Сейчас, после оснащения школ новым оборудованием и коммуникациями, нужно поддержать учителей, выдавая им персональные сертификаты для профессионального развития, считает эксперт ВШЭ.
Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, ссылаясь на исследования центра, отметила: в последние годы все больше учителей говорят, что их зарплата снижается. В частности, в 2018-2020 гг. уменьшилась доля педагогов, получающих более 35 тыс. руб. в месяц, доминирующая зарплата – 20-25 тыс. руб. Если в 2014-2015 гг. 70% опрошенных не имели подработок, то сейчас их доля снизилась до 51%. Из оставшейся половины 21% регулярно занимались подработками, 27% – время от времени. Учителя работают в других школах, в системе дополнительного образования и занимаются репетиторством. Переход школ на дистанционный формат обучения обернулся ростом нагрузки, что привело к сокращению подработки.
По мнению Татьяны Клячко, в школе сейчас преобладает фактически сдельная система оплаты труда, от которой следует отказаться и как можно скорее перейти к повременной оплате. Но надо понимать, что в этом случае школе необходимы новые учителя, которых в резерве нет.
Гендиректор консалтинговой компании «Экконис» Ольга Ястребова уверена, что оклад нужно рассчитывать на основе целевых значений ученико-часов в регионе и параметров наполняемости. Оклады в классах с высокой наполняемостью должны увеличиваться, но до определенных пределов – так, чтобы не раздувать численность учеников. Доля гарантированного оклада в новой системе может колебаться от 67 до 95%, система может быть понятной для всех, от учителя до директора и муниципалитета.