День выборов: эксперт Вышки о том, какие результаты принесет единый день голосования
В этом году единый день голосования пройдет 13 сентября, будут выбираться губернаторы, депутаты региональных и муниципальных представительных органов, а также состоятся довыборы депутатов Госдумы. Нынешние региональные избирательные кампании вряд ли пойдут по непредсказуемому сценарию, хотя не обойдутся без отдельных сюрпризов, об этом рассуждает Ростислав Туровский, профессор Высшей школы экономики.
Главной особенностью единого дня голосования (ЕДГ) в этом году станет неизбежное влияние на стратегии и тактики его участников приближающейся думской кампании. Выборы важны для определения электорального потенциала и мобилизационных способностей всех основных игроков: «партии власти», системной оппозиции или непарламентских и новых партий. Разумеется, на выборах, которые проходят во многих регионах и муниципальных образований, оппозиционные игроки из-за ограниченности своих ресурсов вынуждены делать определенные ставки. В частности, борьба за победу на выборах губернаторов, которые представляются самыми главными, для оппозиции обычно бессмысленна, важнее может оказаться задача нарастить долю голосов за партийный список на выборах в региональный парламент с прицелом на думскую кампанию.
Кроме того, губернаторские выборы и голосование в одномандатных округах – еще и способ обкатки перспективных кандидатов, способных добиться успеха на федеральных выборах 2021 года
Не стоит забывать, что думские выборы проходят и сейчас: они состоятся в четырех «свободных» округах, и там тоже возможны различные сценарии.
Предстоящие выборы важны для парламентских партий, поскольку все они испытывают проблемы с устойчивостью электоральной поддержки. «Единой России» губернаторские выборы позволяют провести массовую мобилизацию провластного электората. Однако с ними не все так просто: в ряде регионов их главы идут на выборы как самовыдвиженцы, дистанцируются от «Единой России» или даже представляют другие партии. Хотя в большинстве регионов связка «Единой России» и губернаторов продолжает действовать, ей, как и парламентской оппозиции, в преддверии думских выборов важнее укрепить свой рейтинг на выборах региональных парламентов и муниципальных собраний, а также добиться максимального числа побед.
Выборы по сложившейся традиции представляют сложную политическую композицию, когда в одних регионах действуют принципы межпартийного консенсуса, а в других разворачивается острая борьба. Российское региональное пространство всегда интересно именно сценарным разнообразием. Так, «Единая Россия» поддерживает действующих глав Смоленской области и Чувашии, представляющих ЛДПР и «Справедливую Россию» соответственно. В свою очередь все три партии парламентской оппозиции пошли на уступки, отказавшись от выдвижения своих кандидатов в ряде регионов: иногда – в обмен на места в Совете Федерации. Однако есть и немало случаев, когда оппозиционные партии вступают в жесткую конкуренцию с «Единой Россией» и ее кандидатами. Кроме того, предстоящие выборы позволят протестировать запрос на новые партии, впервые принимающих участие в ряде региональных кампаний. Успех на них позволит им участвовать в думских выборах без сбора подписей.
Уровень конкурентности губернаторских выборов в этом году невысок, что объясняется прочными позициями части действующих глав и слабостью либо отсутствием серьезных соперников от КПРФ и других партий. На общем фоне выделяется Иркутская область, где в 2015 г. действующий губернатор впервые после возвращения выборов в 2012 г. проиграл коммунисту. Теперь новый врио губернатора Игорь Кобзев столкнется с сильным соперником – депутатом Госдумы от КПРФ Михаилом Щаповым.
В остальных регионах конкуренция ниже, но есть свои элементы непредсказуемости, вызванной накопившимся недовольством населения, способным привести к протестному голосованию даже за слабых соперников действующих глав. Чаще всего оно отмечается в северных, сибирских и дальневосточных регионах. В них Кремль попытался купировать ситуацию, заблаговременно заменив губернаторов, считая, что новые не накопят значительного антирейтинга. Это позволило снизить напряженность кампаний в Архангельской области, Республике Коми, на Камчатке и в Еврейской АО, где к тому же на выборах не представлена КПРФ. Однако в той же Архангельской области возможно голосование недовольных избирателей за кандидатов «Справедливой России» и ЛДПР. Типологически близок к ним и Пермский край, где глава тоже сменился, а КПРФ все-таки участвует в выборах.
С другой стороны, накопленный «эффект усталости» может обернуться снижением рейтингов многих, если не всех «старых» губернаторов. В этом году число их замен было не таким большим, и возник своеобразный баланс: в выборах будут участвовать по девять новых и прежних руководителей. Однако у «старых» глав есть опытные соперники из числа коммунистов, например, в Костромской, Брянской и Ростовской областях. В результате можно ожидать, что действующие губернаторы победят в первом туре, но с очень разными результатами и скорее с тенденцией к их снижению по сравнению с прошлыми выборами. Остаются возможными и единичные поражения действующих глав в наиболее конкурентных регионах.
Более конкурентными обещают стать выборы в региональные парламенты, учитывая невысокие рейтинги «Единой России». Несмотря на слабость региональных организаций партий системной оппозиции (за несколькими исключениями), это позволит им улучшить свои результаты. Но этого, как правило, недостаточно, чтобы занять первое место по партспискам. Кроме того, одномандатные округа остаются благоприятными для «партии власти», что позволяет сформировать за их счет лояльные парламенты. Приметой выборов этого года стали также попытки ряда новых партий пройти в региональные парламенты, отбирая при этом голоса и у «Единой России», и у оппозиции, что усложняет предвыборный расклад. В целом предпосылки для более конкурентных региональных парламентских кампаний сложились в Республике Коми, Костромской, Курганской, Новосибирской, Рязанской, Челябинской областях, т.е. более чем в половине из 11 субъектов. Схожая ситуация сложилась и на выборах в 22 региональных столицах. Острая борьба наблюдается и в городах, где городские собрания выбирают только по мажоритарной системе, например, в Ульяновске, где резко обострились отношения «Единой России» и КПРФ.
Последствия пандемии и ухудшение социально-экономической ситуации в подавляющем большинстве регионов скажутся на итогах голосования, но это влияние не следует расценивать только отрицательно. Для действующей власти и «Единой России» стабилизирующими факторами выступают, в частности, продвижение большого числа новых глав регионов, стремящихся обозначить в регионах позитивные перспективы, интенсивная финансовая поддержка со стороны Москвы и запуск социально значимых проектов. Кроме того, у оппозиции очень мало сильных кандидатов, что отражает ее слабость в большинстве регионов. Поэтому она может рассчитывать прежде всего на нежелание части электората голосовать за действующих глав. Мощные «протестные волны», способные «снести» действующую власть, в большинстве регионов маловероятны. Скорее можно ожидать снижения рейтингов действующих глав и «Единой России» в сравнении с прошлыми выборами в тех же регионах, но, как правило, без резких скачков. Та же тенденция отмечалась и в предыдущие два года. К тому же голосование по поправкам к Конституции уже способствовало мобилизации лояльного электората, несмотря на трудности пандемии.
Методы нейтрализации оппозиционных настроений и кандидатов хорошо известны, а кризисные условия в России – это необязательно «подарок» для оппозиции, а скорее пространство возможностей для всех игроков, создающее и неопределенность голосования
И как показывает практика, центр имеет немало козырей, позволяющих ее преодолеть. Примечательно, что в этом году принято немало важных, хотя и запоздалых решений: строительство или реконструкция медицинских учреждений, крупные автодорожные проекты, масштабная газификация, ликвидация последствий экологических бедствий и т.п. С этой точки зрения важную роль в подготовке регионов к выборам сыграло федеральное правительство, выделившее им дополнительные трансферты, в частности, на нужды здравоохранения, стимулирование медиков, поддержку инфраструктурных проектов и т.д. Ключевые решения озвучивались на губернаторских видеоконференциях с президентом Владимиром Путиным и при визитах в регионы премьера Михаила Мишустина. Тем самым, центр взял на контроль актуальные вопросы социально-экономического развития регионов в еще большей степени, чем прежде.
Предстоящие выборы обещают продолжение электоральных тенденций, обозначившихся в конце 2018 г., но власти научились с ними работать и смягчать связанные с ними риски. Предвыборная ситуация выглядит динамичной, учитывая множество самых разных электоральных сценариев, не меняясь при этом кардинально.