Вышка возобновляет Мониторинг экономики образования
После двухлетнего перерыва Высшая школа экономики проведет широкий спектр всероссийских обследований, позволяющих отследить развитие ключевых уровней образования: от дошкольного до высшего. И уже сейчас в рамках проекта возобновляется издание электронной серии информационно-аналитических материалов. В первых четырех материалах мониторинга эксперты Вышки анализируют трудоустройство выпускников вузов по полученной специальности, научный потенциал сектора высшего образования, а также доступность и вариативные формы дошкольного образования.
Мониторинг экономики образования (МЭО) – масштабный проект Высшей школы экономики, действующий с 2002 года. МЭО представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, которые охватывают все уровни образования и позволяют выявить детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг. Информация по результатам МЭО создает основу для независимой оценки качества образования, а также мер государственной образовательной политики. В проекте принимают участие эксперты Института статистических исследований и экономики знаний, Института образования, Института институциональных исследований и Лаборатории исследований рынка труда.
В 2020 году в рамках проекта проводятся социологические обследования населения, представителей образовательных организаций и компаний; выявляются мнения различных участников рынка образовательных услуг – как потребителей (обучающихся, или их родителей, и работодателей), так и производителей – руководителей и педагогических работников образовательных организаций всех уровней и форм собственности. При этом расширена повестка изучения процессов в профессиональном образовании - появились опросы выпускников программ среднего профобразования, руководителей образовательных, научных и ИТ-подразделений вузов.
Предполагается также провести анализ поведения домохозяйств, направленного на преодоление субъективно ощущаемых «провалов» системы образования, самостоятельных усилий ученика, перераспределения ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – дополнительное образование», неравенства домохозяйств по цифровому культурному капиталу.
Кроме того, в этом году впервые в рамках МЭО будет проведена оценка научно-технологических трендов и сдвигов рынка труда, определяющих требования к трансформации системы образования, на основе использования инструментария анализа больших массивов данных.
Итоги обследований МЭО традиционно станут основой подготовки большого объема информационно-аналитических и статистических материалов. Среди них информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования», информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований, а также научные публикации по результатам проекта и публикации в СМИ.
В числе первых материалов мониторинга – аналитический обзор, в котором дается оценка научного потенциала сектора российского высшего образования. Его авторы отмечают, что в этом секторе сосредоточена десятая часть ресурсов российской науки. Уровень фондовооруженности здесь выше, чем в других секторах науки. Вместе с тем роль сектора в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники не столь весома в общих страновых затратах на эти цели. В отличие от государственного и предпринимательского секторов науки, в секторе высшего образования в 2015—2018 годах отмечено снижение уровня техновооруженности. Но в 2018 году материально-техническая база получила шанс на обновление – указом президента страны поставлена задача обновить к 2024 году не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих исследовательские работы.
В исследовании, посвященном анализу трудоустройства выпускников вузов по профилю полученной специальности, указывается, что треть из них работает не по специальности. Наиболее приверженными своей профессии оказались медики, а не по специальности чаще всего работают выпускники в области сельскохозяйственных и общественных наук. Выяснилось, что выпускники, трудоустроенные по специальности, не только более удовлетворены работой, что ожидаемо, но также имеют более высокую заработную плату, чем те, кто работает не по специальности. Как говорится в Обследовании рабочей силы Росстата за 2016—2018 годы, на которое ссылается автор, вопреки сложившемуся стереотипу выпускники гуманитарных специальностей чаще работают по специальности, чем дипломированные инженеры. Но в этой категории выпускников и самый высокий уровень безработицы.
В обзоре государственной политики в области доступности дошкольного образования отмечаются возможности и риски в условиях территориального неравенства и демографических вызовов. Авторы исследования отмечают стабильные темпы роста числа мест для дошкольников в городских поселениях, но при этом говорят о негативных тенденциях в этой сфере в сельской местности. Тенденция превышения числа мест в организациях дошкольного образования над реальной численностью воспитанников в сельской местности наблюдается уже много лет, что приводит к необоснованным расходам. И это характерно для всей территории страны, за исключением Северо-Кавказского федерального округа – там повсеместно места в сфере дошкольного образования в дефиците. Главный вывод – требуется разработка аргументированных прогнозов спроса потенциальных потребителей, сформированных на основе контроля численности детей дошкольного возраста и воспитанников дошкольного образования в сельской местности.
В обзоре, посвященном вариативным формам дошкольного образования, говорится о том, что анализ позволил выявить активный спрос как родителей, так и дошкольников на группы комбинированной направленности. Для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка требуется создание специальных условий для инклюзивного образования дошкольников, уверены авторы исследования. Заинтересованность в таких группах проявляют родители как в городах, так и в сельской местности. Авторы также отмечаю эффективность межведомственного подхода к интеграции демографической и образовательной политики в этой сфере.