Как пандемия повлияла на неравенство и какими качествами должны обладать лидеры «новой нормальности»
НИУ ВШЭ публикует десятый выпуск аналитического бюллетеня об экономических и социальных последствиях Covid-19 в России и в мире. В этом выпуске представлена оценка того, как кризис отразился на доходах и расходах российского бюджета, мониторинг текущей ситуации в стране, анализ экономической реакции правительств G20 на пандемию и другие сюжеты.
Эксперты Вышки проанализировали влияние коронавирусного кризиса на бюджет России. По предварительным данным Минфина, за январь-июнь этого года доходы федерального бюджета составили 9,1 трлн рублей, что на 5% ниже, чем за первое полугодие прошлого года. Во втором квартале 2020 года, когда влияние кризиса проявилось в полной мере, доходы упали на 12% (год к году); а без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством РФ акций Сбербанка, это сокращение составило бы 33%. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились во втором квартале почти на 60%.
Одновременно с резким сокращением доходов были существенно увеличены расходы (по сравнению с показателями 2019 года). Такое увеличение было продиктовано необходимостью профинансировать расходы на здравоохранение, связанные с борьбой с пандемией, поддержать регионы, увеличить расходы на социальную политику и национальную экономику, отмечают эксперты ВШЭ. Так, за первое полугодие этого года расходы (год к году) на здравоохранение выросли более чем в 2,2 раза, дотации регионам – в 1,6 раза. Дефицит федерального бюджета за первые шесть месяцев 2020 г. составил 955 млрд руб. «По нашим оценкам, в 2020 г. дефицит федерального бюджета составит 5% ВВП с учетом необходимости финансирования антикризисных мер, а также поддержки внебюджетных фондов и регионов», – отмечается в материалах бюллетеня.
Правительства стран мира активно реагировали на пандемию и последовавший за ней экономический кризис. Политику стран «большой двадцатки» проанализирована в работе «Экономическая реакция правительств стран G20 на пандемию COVID-19: масштабы и акценты». Эксперты отмечают, что для большинства стран G20 характерна весьма активная политика по противодействию распространению COVID-19 и предотвращению негативных социально-экономических последствий пандемии. Вместе с тем, ее масштабность не имеет очевидной связи с масштабами распространения коронавируса среди населения. Так, в соответствии с рассматриваемым индексом, к числу лидеров применения антикризисной политики относятся, в частности, Аргентина и Индия, в которых удельный вес заболевших жителей относительно невелик, и не относятся страны с наибольшими текущими значениями данного показателя – США и Бразилия. В России, а также Саудовской Аравии, Великобритании, Италии и ЮАР относительно высокий уровень распространения коронавирусной инфекции сочетался с высокой интенсивностью государственной политики.
Рассматривая основные составляющие индекса реакции государств, отражающие принятые ограничительные меры и меры поддержки экономики, эксперты подчеркивают, что для многих стран G20 к настоящему моменту характерно преобладание первой компоненты над второй. Подобная ситуация наблюдается, прежде всего, в Мексике и Индонезии, а также в Китае, Бразилии и России. Преобладание же стимулирующих мер над ограничительными характерно для ряда развитых стран: Японии, Великобритании, Франции, а также для Турции.
Эксперты Вышки сделали предварительные оценки изменения неравенства под влиянием пандемии и мер налогово-бюджетной политики. Для решения данной задачи использовалась микросимуляционная модель российской налогово-бюджетной политики RUSMOD. Проведенный анализ показал, что экономический спад в результате пандемии приводит к усилению неравенства в обществе по сравнению с базовым прогнозом на 2020 год на 2,5% при умеренном сценарии падения ВВП и доходов населения и на 3,6% при негативном сценарии. Эксперты также отмечают, что результаты исследования свидетельствуют о косвенном подтверждении того, что в период пандемии в большей степени пострадал средний класс.
Пандемия уже привела к существенной трансформации многих сфер экономической и общественной жизни. В работе «Лидеры новой нормальности» эксперты Вышки проводят анализ и формулируют перечень качеств, которые окажутся наиболее полезны лидеру для эффективного развития организации в период нестабильности. К таковым они относят адаптивность, принятие риска, креативность, умение учить и наставлять, решительность, надежность, управление отношениями, решение проблем.
Например, умение учить и наставлять авторы работы считают одним из навыков, отличающих лидерство от многих других компетенций. Эффективное обучение коллег помогает организациям масштабироваться. Это умение особенно важно в период перемен потому, что скорость изменения бизнес-процессов, организационной среды и технологий требует еще более быстрой адаптации. Адаптируясь сам, лидер должен адаптировать команду так, чтобы она успевала за ним.
А то, насколько «хороший» лидер отличается от «плохого» акционеры и подчиненные определяют одинаково: таких лидеров отличает умение решать проблемы. Данное качество во многом связано с принятием ответственности и умением делегировать решение проблемы на нужный уровень управления. Эффективное решение проблем часто требует умения сохранять спокойствие и находить пошаговое решение. Навыки решения проблем могут помочь лидерам принимать быстрые решения, устранять препятствия как в своей команде, так и во внешних командах, а также обеспечивать своевременное завершение проектов.
Посмотреть все выпуски бюллетеня можно здесь.