• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.

Вузы и техникумы

Как и во всем мире, высшее образование в нашей стране стало социальным императивом, рассказал Ярослав Кузьминов. 90% родителей хотят, чтобы их дети получили его любой ценой, даже если после вуза удастся заработать значительно меньше, чем после техникума. По охвату высшим образованием Россия за последние 15-20 лет догнала США — после краха командной экономики, воспользовавшись социально-экономической свободой, человек первым делом захотел купить машину и определить ребенка в вуз. Сейчас снижение числа студентов обусловлено исключительно демографическим фактором, затем снова начнется рост.

Россия сохраняет лидерство по доле заочных студентов, их больше половины. Заочная учеба обходится дешевле, требования к студентам низкие, и это определяет качество высшего образования в целом. Можно, конечно, обложиться учебниками, как Ленин в Шушенском, и самостоятельно одолеть науку, но такое случается редко. В среднем студент-заочник с 80-процентной вероятностью не получает нормальных профессиональных компетенций.

Стартовая зарплата выпускника Вышки — экономиста в прошлом году составляла в среднем 65 тыс. руб., инженера и программиста — 90 тыс.

Две трети выпуска вузов составляют те, кто не учился или не был способен к учебе изначально. В результате на российском рынке труда не хватает настоящих профессионалов вне зависимости от специальности, ведущие предприятия вынуждены импортировать сотрудников из-за рубежа, приставляя к ним переводчика. Долгое время рынок был перенасыщен экономистами, юристами и менеджерами, люди не верили, что можно сделать карьеру инженера или врача, хотя почти в любой европейской стране это самые высокооплачиваемые профессии. Теперь же хороший экономист или юрист может рассчитывать на меньшие деньги, чем хороший инженер или программист: стартовая зарплата выпускника Вышки — экономиста в прошлом году составляла в среднем 65 тыс. руб., инженера и программиста — 90 тыс.

Отдельная проблема — среднее профессиональное образование, его получает 30% возрастной когорты. В техникумы и колледжи идут те, кто не может уехать из малых городов и деревень, кому трудно учиться по медико-психологическим соображениям и кто хочет, поучившись в техникуме, поступить в вуз без сдачи ЕГЭ. Лучшие выпускники техникумов оказываются в вузах, и экономика остается без квалифицированных исполнителей — как в анекдоте о японце, который, посетив советский завод и заводской детский сад, сказал, что дети в Советском Союзе красивые, а то, что вы делаете руками, никуда не годится.

В результате руками работают те, кто не проявил талантов в школе, и это не позволяет выпускать качественную продукцию даже при наличии креативных инженеров. Такая практика сложилась в 1970-е годы, когда школам разрешили отправлять в ПТУ и техникумы учеников, шалящих на уроках и не справляющихся с программой. Сейчас из 800 выпускников 12 кулинарных техникумов Москвы лишь 5% идут работать поварами — остальных владельцы ресторанов боятся нанимать, понимая, какой контингент там учится. Повара в Москве — это или переученные мигранты, или вполне успешные люди с высшим образованием и даже ученой степенью, окончившие частные курсы. Эта сфера требует интеллигентных людей, способных учиться, общаться и контролировать себя. Выпускник кулинарного техникума — такой, как в известной миниатюре Геннадия Хазанова, — работодателю не интересен.

Студенты

Значительная часть студентов российских вузов — троечники, получившие менее 55 баллов на ЕГЭ по профильному предмету, хотя в последние годы заметы подвижки. Улучшается контингент технических и педагогических вузов, там сейчас не способна учиться лишь четверть студентов, а не половина, как раньше. И хотя в Китае такой контингент в университеты вообще не допускают (высшее образование получает 20% возрастной когорты), в США, как и в России, хватает вузов, где основная масса студентов не учится и учиться не хочет, но претендует на то, чтобы быть студентом.

В ходе исследования студентов, проведенном Вышкой совместно с Калифорнийским университетом в Беркли, удалось выяснить, что в России студент-очник тратит на оплачиваемую работу 22 часа в неделю, причем в 80-85% случаев эта работа не связана с получаемой специальностью. Чтобы успевать и работать, и учиться, нужно обладать способностями Геракла. Студент числится в вузе, чтобы получить корочку, а вуз его не отчисляет, потому что имеет государственное задание или получает деньги за обучение от самих студентов. Троечники, составляющие две трети потока или группы, негативно влияют на остальную часть аудитории.

В России и Китае студенты проводят много времени в аудитории — в США этот показатель в три раза меньше. В результате по окончании университета американцы лучше подготовлены к решению неординарных задач и самостоятельной работе. И китайские, и американские студенты очень активны социально — почти все вовлечены в те или иные формы студенческой жизни. В России же социальная активность свойственна лишь для 25% студентов, преимущественно в ведущих вузах, — это один из самых низких показателей в мире. В результате вузы формируют индивидуалистов, не способных к социальной организации и взаимодействию. В России и Китае студенты тратят много времени на дорогу до университета, а американцы учатся в кампусах, оставляя время и на личную жизнь, и на подготовку к занятиям.

Вне зависимости от качества подготовки среди московских и питерских вузов есть те, которые готовят в никуда, — например, заведомо не востребованных на рынке труда инженеров по созданию текстильных станков

В России распространено искусство борьбы студента с вузом — нечестное поведение. Американец и европеец, скорее всего, дадут списать, если их попросить, но не поймут, зачем это нужно, ведь учеба в вузе — лучшее время, когда человек инвестирует в свое будущее. В результате несостоятельные специалисты есть даже среди выпускников медицинских вузов, куда идут в основном отличники, готовые работать в выбранной сфере.

Лучшие студенты в России учатся в вузах-лидерах. Например, среди технических вузов лидерами можно считать 10-15%. Это известные московские университеты, Томский и питерский Политех, ИТМО и другие. Там учится студенческая элита, выпускники едут в западные докторантуры, есть спрос на платные места и прикладные разработки. Но есть и такие технические вузы, куда поступают слабые абитуриенты не для того чтобы стать инженером, а чтобы приятно провести время, пожить в столице. Вне зависимости от качества подготовки среди московских и питерских вузов есть те, которые готовят в никуда, — например, заведомо не востребованных на рынке труда инженеров по созданию текстильных станков.

Высшее образование для всех

Необходимо позаботиться о том, чтобы на российских предприятиях работали уважающие себя квалифицированные исполнители, считает Ярослав Кузьминов. Качество подготовки квалифицированных рабочих должно быть не ниже, чем специалистов с высшим образованием, как в Германии, где учеба в профессиональной школе не менее престижна, чем в университете, ее выпускники не являются неудачниками в глазах общества.

Не нужно загонять людей в техникумы, если они хотят учиться в вузе ради социального статуса, а среднее профессиональное образование можно сделать сектором высшего образования, назвав соответствующие программы прикладным бакалавриатом. В прикладной бакалавриат можно поступить, окончив школу, а можно перейти после двух лет обучения в академическом бакалавриате и за год освоить конкретные технологии. Это позволит выйти на рынок труда и сразу зарабатывать.

Нужно решить проблему заочного образования. Есть мнение, что для этого можно прекратить прием на заочные программы по направлениям ажиотажного спроса — экономике, менеджменту, праву и проч., но есть и другой выход — использование качественных массовых открытых онлайн-курсов (MOOC).

С развитием онлайн-обучения до половины или, возможно, до двух третей вузов перестанут существовать

Мы находимся на пороге такой же революции в образовании, которая произошла в XIV-XVI веках благодаря изобретению печатной книги. Можно записаться на онлайн-курс лучшего профессора Гарварда, если владеешь английским, или Томского политеха, освоить курс, сдать экзамен и получить сертификат. Число студентов трех открытых систем онлайн-курсов — Coursera, EdEx и Udacity — увеличивается вдвое ежегодно, сейчас ими охвачено 220 млн. человек. Для тех, кто хочется учиться, но живет далеко от хороших университетов, это реальная возможность получения высшего образования.

С развитием онлайн-обучения до половины или, возможно, до двух третей вузов перестанут существовать. На их место придут организации, выдающие дипломы освоившим онлайн-курсы. Такое образование, конечно, слабее, чем в ведущих университетах, где созданы возможности для общения, но заведомо лучше, чем псевдо-образование в двух третях сегодняшней российской высшей школы. Для России это серьезный ресурс еще и по причине бедности — у нас огромные образовательные обязательства, но за 60 тыс. рублей, которые выделяются на обучение одного студента в год, невозможно дать высшее образование, как невозможно купить автомобиль за 100 тыс. рублей.

Поддержка лидеров

Еще одна необходимая мера — поддержка тех нескольких десятков российских вузов, которые являются исследовательскими центрами.

В соответствии с майским указом Владимира Путина к 2020 году преподаватели и научные сотрудники вузов должны получать двойную среднюю зарплату по региону — это нормальная практика большинства стран. При средней зарплате в Москве 60 тыс. руб., если преподавателю платить 120 тыс., хорошие специалисты будут задерживаться в вузах. Но в ведущих вузах — МГУ, Бауманке, Физтехе и других, которые конкурируют с ведущими европейскими и американскими университетами, — зарплаты должны быть выше.

Причина в том, что в мире существует единый рынок преподавателей, и лучший преподаватель, как российский, так и иностранный, будет работать там, где ему предложат лучшие условия — зарплату, финансирование его исследовательской группы, нормальную академическую среду. Средняя зарплата преподавателей исследовательских университетов на Западе — примерно 10 тыс. долларов в месяц, то есть в России с учетом паритета покупательской способности зарплата преподавателя должна составлять в среднем 6-7 тыс. долларов.

Необходимы дополнительные средства на оборудование и исследования. В России много фондов, дающих деньги научным коллективам, но никто не финансирует долгосрочные программы университетов или факультетов, у чиновников есть необоснованные опасения, что вузы распорядятся ими неэффективно. «Длинные» деньги на развитие науки нужны научным центрам и университетам с хорошей репутацией, и они для ученых не менее важны, чем зарплата.

Стремление общества к высшему образованию — это не просто порыв к лучшей жизни, это готовность людей меняться и инвестировать в себя. Несмотря на то, что во многих вузах остается немотивированная аудитория, а образовательные технологии устарели, готовность учиться у людей есть, и она выше, чем в странах, с которыми мы конкурируем. Вместе с США, Южной Кореей и несколькими европейскими странами Россия остается лидером по востребованности высшего образования, и это важный ресурс, который нам необходимо эффективно использовать, убежден ректор ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.