• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если в стране нет современной науки, перспективы ее развития неясны»

10 ноября в Париже был представлен официальный доклад ЮНЕСКО по развитию науки до 2030 года. В нем проанализированы тенденции развития сферы R&D в различных регионах и странах мира. Глава доклада о России подготовлена исследователями из Вышки Леонидом Гохбергом и Татьяной Кузнецовой.

Государственное финансирование сферы R&D в России за прошедшие десять лет значительно выросло и, по паритету покупательной способности, оказалось сопоставимо с соответствующими расходами бюджетов Германии и Японии (32-35 млрд долларов в 2013 году), отмечают авторы доклада.

«У нас много проблем, какие-то тянутся еще с советских времен, какие-то появились недавно, что-то решается быстрее, что-то медленнее, но значительный потенциал у России в научной сфере, несомненно, есть, и государству его целесообразно развивать и поддерживать, — поясняет директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова. — Понятно, что в нынешней экономической и геополитической ситуации наращивать финансирование трудно, но нужно находить какие-то рациональные решения, нельзя откатываться назад. Дело в том, что провалы в бюджетном финансировании, которые наблюдались в девяностые годы (ощутимые масштабы недофинансировакния), до сих пор не преодолены — государство все еще тратит на науку меньше, чем в 1990-1991 годах».

И если государство в последние годы пыталось преодолеть эти провалы, заметно наращивая финансовую поддержку, то бизнес свою заинтересованность в развитии исследований и разработок так и не усилил. Особенно болезненной для развития науки в целом оказалась низкая интенсивность вложений в науку со стороны промышленных предприятий. Экономика развивается медленно, и у бизнеса не хватает ни ресурсов, ни стимулов для поддержки науки. Более того, даже имеющиеся средства расходуются не так, как в развитых странах. Лишь пятая часть всех расходов на инновации российских компаний идет на финансирование собственно исследований; в основном закупаются новое оборудование и технологии (причем, зачастую, у стран прямых экономических конкурентов). В Евросоюзе ситуация зеркальная: например, в Австрии и Франции 80% «инновационных» расходов компаний приходится как раз на исследования и разработки.

Быстрый экономический рост, стимулированный высокими ценами на нефть в 2000-2008 годах, парадоксальным образом негативно сказался на инновационной активности российского бизнеса

Быстрый экономический рост, стимулированный высокими ценами на нефть в 2000-2008 годах (и относительно высокими в более поздний период), парадоксальным образом негативно сказался на инновационной активности российского бизнеса. Правительство попыталось исправить эту ситуацию хотя бы на уровне госкомпаний — их обязали разработать и реализовать специальные программы развития инноваций. Эта мера дала определенный результат: с 2010 по 2014 год доля инновационных продуктов в общем объеме продаж госкомпаний выросла с 15,4% до 27,1%.

В целом же валовые внутренние расходы на R&D в России в 2013 году составили 1,12% ВВП. Это почти вдвое меньше, чем в среднем по Евросоюзу (1,92% ВВП). В Китае этот показатель превышает 2%, в Германии и США приближается к 3%.

Уровень цитируемости статей российский ученых также оставляет желать лучшего, он вдвое ниже, чем в среднем по странам G20. Проблемой остается и патентование новых разработок: абсолютные цифры растут, но 70% таких патентов остаются «на бумаге» и не связаны с серьезными технологическими новшествами. Рынок интеллектуальных прав в России до сих пор не сформирован, в законодательстве, которое должно защищать и стимулировать развитие этого рынка, также остаются пробелы.

В сфере R&D в России в 2013 году было занято больше 727 тысяч человек — 1% общей рабочей силы в стране. В абсолютном выражении России здесь один из мировых лидеров, уступая только США, Японии и Китаю. Но в пересчете на 10 тысяч работников (занятых) Россия занимает только 21 место (29 место, если учитывать только исследователей — без вспомогательного научного персонала).

Почти каждый четвертый взрослый россиянин имеет диплом о высшем образовании, причем в более молодых поколениях эта доля увеличивается. В 2013/2014 году в российских вузах обучались 5,6 млн студентов, больше половины из них — в сфере экономики, менеджмента и гуманитарных наук, больше 20% — в инженерных направлениях и меньше 3% — в области естественных наук и математики. Одной из основных миссией исследовательских университетов в России становится подготовка ученых: именно в вузах работает над своими диссертациями значительная часть соискателей степеней кандидата и доктора наук. Доля тех, кто делает это в академических институтах, сократилась в три раза за последние 20 лет.

«Сегодня в мире уже никаких нет споров о том, важна ли наука для страны или нет. Если в стране нет современной науки, то ее перспективы и позиции в будущем в лучшем случае неопределённы, а, скорее всего, сильно неблагоприятны, — резюмирует Татьяна Кузнецова. — Сегодня это понимают даже в тех странах, которые особым научным потенциалом никогда не обладали и даже были по разным причинам отодвинуты от глобальных процессов. Они ищут научные направления, которые помогли бы им вырваться вперед, занять новые ниши, вытеснить конкурентов». Характерный пример в этом отношении — Иран. Авторы главы доклада, посвященной этой стране, показывают, как иранской науке удалось добиться прорывов по целому ряду показателей (например, по публикационной активности), несмотря на четверть века политической и экономической изоляции.

Полная версия доклада ЮНЕСКО доступна на сайте организации.

Вам также может быть интересно:

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.

ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом

В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.

До кончиков пальцев

Ученые НИУ ВШЭ создали модель декодирования движений пальцев для протезов кисти нового поколения. Она позволит не только брать предметы, но и жестикулировать, используя движения каждого пальца.

Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума

Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.