Научная грамотность россиян растет, но о наличии у растений генов помнит только треть опрошенных
В России одно за другим открываются просветительские СМИ, ученые читают научно-популярные лекции в полных залах, проходят фестивали науки, но дают ли эти усилия плоды? Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выяснили, что за пятилетнюю историю измерения научной грамотности россиян, которое они проводят в рамках мониторинга инновационного поведения населения, стабильно сокращается доля тех, кто затрудняется с ответами на «школьные» вопросы, например, о горячем центре Земли или движении континентов. Однако чуть более специфические вопросы по-прежнему ставят многих в тупик.
Научная грамотность, или понимание основных научных понятий и фактов, позволяет человеку делать выводы об окружающем мире и не просто лучше понимать задачи, которые решают ученые, но и принимать более взвешенные решения в повседневной жизни.
Элементы тестирования научной грамотности используются в опросах общественного мнения о науке и технологиях для определения распространенности знаний ключевых научных фактов, с которыми люди знакомятся еще в школе. В России такие наблюдения ведутся с 1996 года. Эксперты Высшей школы экономики занимаются этой темой в рамках проекта «Мониторинг инновационного поведения населения». Проект нацелен на изучение социальных установок и моделей поведения населения в отношении результатов научной и инновационной деятельности, и реализуется при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
В ходе всероссийского опроса населения (N=1670, 16+), проведенного в рамках данного проекта в 2014 году, респондентам было предложено согласиться или отвергнуть 12 тезисов из разных областей науки. Пять из них были ложными, семь — правильными. Почти две трети респондентов (65%) правильно ответили хотя бы на 6 из 12 тестовых вопросов.
Больше всего правильных ответов россияне дали на довольно простые вопросы из школьной программы: 87% знают, что Земля вращается вокруг Солнца; 77% осознают, что центр нашей планеты очень горячий; 71% в курсе, что континенты, на которых мы живем, движутся уже миллионы лет и будут продолжать двигаться в будущем.
С ответами на более специфические вопросы респонденты ошибались гораздо чаще. Так, только 32% опрошенных понимают, что работа лазера связана с фокусированием световых, а не звуковых волн; 33% знают, что антибиотики убивают только бактерии, но не вирусы; 33% признают наличие генов в любых, а не только в «генетически модифицированных» растениях. Наконец, 36% справедливо полагают, что пол ребенка определяют гены отца. В разных социально-демографических группах варьируется соотношение правильных/неправильных ответов (см. интерактивную инфографику). Чаще ошибались респонденты старше 55 лет (55%), со средним образованием и ниже (57% и 53% соответственно) и проживающие в сельских населенных пунктах (58%).
Таким образом, почти две трети населения страны находятся в плену заблуждений относительно целого ряда установленных научных фактов или даже могут стать жертвами мошенников, эксплуатирующих образ ученого и использующих псевдонаучные идеи для продвижения отдельных видов товаров или услуг. Но отрадно, что с каждым годом доля респондентов, которые затрудняются с ответом на сложные научные вопросы, сокращается.
Валентина Полякова, Константин Фурсов
Научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний
Все новости автора
Заведующий Отделом исследований результативности научно-технической деятельности
Все новости автора