Идеология городского активизма
В июле прошла первая летняя школа Высшей школы урбанистики (ВШУ) НИУ ВШЭ «Технологии развития проектов городского активизма». Комментирует организатор школы, заместитель декана ВШУ Дмитрий Савкин.
— Дмитрий Александрович, городские исследования сегодня весьма популярны, регулярно проводятся различные мероприятия, посвященные городской проблематике. В чем особенность летней школы ВШУ?
— Главное отличие этой летней школы от аналогичных, проходящих по городской тематике, заключается в том, что она ориентирована на представителей креативного класса — инициативных молодых горожан, у которых есть идеи по преобразованию жизни города, будь то переоборудование сквера, новый парк или безопасный переход через железную дорогу. Основная проблема заключается в том, что у этих людей есть желание, потенциал и определенные возможности лоббировать свои интересы, но при этом они не обладают должными методическими знаниями. Наша задача как раз состояла в том, чтобы собрать этих людей и придать их деятельности необходимый импульс, научить отстаивать свои интересы в борьбе за качество жизни в своих городах.
— Оправдались ваши ожидания? Насколько массовой получилась школа?
— В школе приняли участие 60 человек со всей России, наиболее активными, на мой взгляд, оказались ребята из Ростова, Самары, Санкт-Петербурга, Нижнего и Великого Новгорода. Основную часть аудитории составили молодые люди 20-35 лет, но были слушатели и старше, а также совсем молодые ребята, студенты младших курсов.
— Как проходили занятия во время школы?
— Школа состояла из нескольких модулей. Лекционный модуль проходил в первой половине дня. На этих занятиях участникам школы рассказывали теорию активизма, правовые основы городских проектов, методики согласования инициативных проектов с органами местного самоуправления, разбирались методики и кейсы, работы городских активистов в западных странах.
Второй модуль состоял из презентаций и дискуссионных площадок с приглашенными экспертами, урбанистами, активистами, которые уже реализовали какой-то проект и хотели поделиться своим опытом. В частности, интересная беседа прошла с депутатом муниципального образования управы Тропарево-Никулино (Москва) Владимиром Гарначуком. На школу были приглашены три зарубежных эксперта: известный архитектор, профессор Бременского технологического университета профессор Штефан Ретих, архитекторы Джанин Вальтер из Берлина и Лукаш Панцевич из Гданьска.
Неформальное образование является важнейшей частью образования во всем мире. Совет Европы уже несколько десятилетий назад построил два молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, для образования молодежных лидеров в области прав человека, гражданского активизма и сходных сфер. Молодые активисты — это огромный ресурс
Третий, проектный, модуль включал в себя проработку участниками школы конкретных групповых проектов, обладающих реальным потенциалом быть воплощенными в пространстве российских городов. Ребята разделились на 11 групп, и первая задача, которая перед ними стояла, была связана с необходимостью выбрать один групповой проект, при том что каждый привез свою проектную идею. По моему мнению, согласование интересов при взаимодействии с местными сообществами — это наиболее слабая область, в которой активисты чаще всего не могут договориться. Но все же в итоге каждая группа смогла выбрать по одному проекту и проработать каждый из них до стадии, после которой остается начать реальное их воплощение.
— Можно ли говорить о каких-то тенденциях в сфере городского активизма? Вероятно, есть постоянные проблемы, решением которых озабочены активисты большинства городов?
— Конечно, определенная региональная специфика присутствует всегда, есть конкретные проблемы конкретных городов. Такие, как, например, транспортные проблемы в Москве, территориальная разобщенность в Волгограде, экологические проблемы в промышленных городах и другие. Но в целом мы определили три больших направления, в рамках которых сегодня наблюдается наибольшая активность городских жителей: изменение физической среды, изменение контекста, изменение институтов и изменение сознания горожан.
Из проектов, направленных на изменение физической среды, мне бы хотелось отметить несколько проектов: создание парка в поймовой зоне реки Пехорка, который мог бы территориально связать несколько районов Москвы и области восточнее МКАД; проекты ревитализации заброшенных промышленных зданий в регионах и создание в них пространства коворкинга для креативных людей.
Из проектов, направленных на изменение контекста, стоило бы отметить проект создания временных молельных пространств для мусульманского населения в Москве. Он подразумевает создание нескольких временных площадок для проведения намазов во время больших религиозных праздников в разных районах Москвы. Проектная группа разработала идею создания разборных паллетов-ячеек, которые соединялись бы друг с другом, во время молитвы накрывались ковриками, а после праздника разбирались. Это позволило бы решить проблемы столпотворения в центральных районах и в Отрадном в дни религиозных праздников.
Еще одна проектная группа создала амбициозный проект — кодекс поведения горожанина, который мог бы служить благой цели изменения безучастного сознания горожанина. В рамках этого проекта предполагается on-line опрос, результатом которого должен стать проект кодекса, который появится сначала в качестве интернет-манифеста, а затем и печатного издания. Город — это пространство сосуществования множества людей, и совместное проживание требует соблюдения определенных правил, норм приличия. Подобный кодекс существовал и раньше. Так, в ряде городов средневековой Руси, когда житель деревни переезжал в город, он заключал с управой неформальное соглашение, по которому ему предоставлялись права горожанина, а он должен был выполнять определенные обязанности.
Также мне представляется интересным проект создания скрипта для молодого активиста. Результатом проекта должен стать иллюстрированный буклет, в котором приведены азы активизма: как собрать группу граждан, желающих улучшать свой город, как разработать свою проектную идею, подать проект властям и обществу, привлечь финансирование.
— Планируете ли вы проведение подобных программ в дальнейшем?
— Неформальное образование является важнейшей частью образования во всем мире. Совет Европы уже несколько десятилетий назад построил два молодежных центра в Страсбурге и Будапеште, для образования молодежных лидеров в области прав человека, гражданского активизма и сходных сфер. Молодые активисты — это огромный ресурс, люди, у которых, с одной стороны, есть желание улучшать жизнь города, а, с другой, они готовы брать на себя ответственность. Их деятельность может дать определенный импульс для того, чтобы жители современных российских городов начали искоренять в себе отсутствие ответственности за собственное жизненное пространство, брать на себя обязательства за создание качественной среды. И мы готовы помогать им в этом — устраивать подобные школы, собирать активных горожан и вместе с ними находить новые возможности для улучшения нашего общего будущего.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.