«Мы начали процедуру кадрового обновления»
10 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в пресс-конференции в РИА Новости, посвященной результатам конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки ведущим университетам России для вхождения в топ-100 вузов мира.
Победителями конкурса стали 15 российских вузов. Отбор проводил специально созданный для этого международный совет.
«Вам — сюда!»
В отличие от международной практики, где в основе такого отбора обычно лежат объективные показатели, здесь имела место и субъективная оценка: ректоры защищали программы развития своих вузов перед членами совета. Как заметил участвовавший в пресс-конференции ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов, пришлось вспомнить свои студенческие годы — «не спать ночами, стоять перед зеркалом, отрабатывать жесты и приклеивать улыбку». Казалось бы, в число победителей должно войти больше признанных лидеров из числа московских и питерских вузов, но то, что большая часть списка — региональные вузы, может расцениваться как результат независимого голосования каждого члена совета.
«В этом забеге мы несколько отстаем, — сказал заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко. — Первые инициативы такого рода появились в 1990-х годах в Китае и Корее, в 2000-х годах подключилась Франция, недавно Япония объявила, что десять ее университетов должны войти в список ведущих университетов мира. При этом все понимают, что лидирующие позиции — это не самоцель, а индикатор, который позволяет сравнить себя с конкурентами, признак для внешней среды: здесь сильные ученые, правильные образовательные программы, отсюда выходят сильные специалисты, вам — сюда!».
Требования к преподавателям: публикации и популярность у студентов
Ярослав Кузьминов |
Достичь международной конкурентоспособности можно, прежде всего, благодаря кадровому развитию. И Российская академия наук (РАН), и российские университеты, в том числе ведущие, с каждым годом все больше отстают в признании своих научных результатов, которые в первую очередь «взвешиваются» при составлении рейтингов. Для признания результатов недостаточно переводить работы на английский язык. Нужно обновлять кадровый состав университетов — приглашать ведущих ученых, реструктурировать коллективы, нацеливая их на решение перспективных исследовательских задач.
Кадровое развитие невозможно без выхода на глобальный академический рынок труда. Нанимая ученого на этом рынке, нужно платить ему 10-15 тысяч долларов в месяц (молодому — от 5 тысяч долларов) — стандартную зарплату человека, включенного в глобальные академические сети. ВШЭ в течение пяти лет участвует в программах международного рекрутинга, и сегодня более 80 сотрудников вуза — иностранные профессора, по международным процедурам нанята и часть российских коллег. В отличие от обычной практики, когда все решает кафедра и конкуренции нет, они проходят реальный конкурс, их оценивают ведущие ученые.
«Мы начали жесткую процедуру кадрового обновления с понятными критериями — это публикации и популярность у студентов, — сказал Ярослав Кузьминов. — И этот этап будет длиться как минимум пять лет».
Живешь в кампусе — учишься лучше
В рамках программы удвоится количество международных научных лабораторий ВШЭ, возглавляемых ведущими учеными. Сейчас их 15, из них 6 финансируются по программам Минобрнауки, 9 — из средств университета. В них работают и молодые ассистенты, лучшие студенты-магистранты, то есть лаборатории служат площадками не только для исследований, но и для обучения исследованиям.
Университет должен привлекать международных студентов, и это один из ключевых показателей его глобальности. Поэтому ВШЭ будет создавать условия для роста доли студентов из развитых стран в рамках взаимных обменов и привлекать их на полный срок обучения — это потребует дальнейшего развития программ на английском языке.
Нужно обновлять кадровый состав университетов — приглашать ведущих ученых, реструктурировать коллективы, нацеливая их на решение перспективных исследовательских задач.
Увеличится доля выпускников, продолжающих обучение в магистратуре и аспирантуре ведущих западных университетов. Сейчас она составляет около 10 процентов в Вышке, в Физтехе чуть больше, но это единичные примеры. По мнению ректора ВШЭ, каждый из 15 университетов должен иметь минимум 10 процентов международных студентов, и минимум 10 процентов его выпускников должны обучаться по программам зарубежных университетов.
Следующий важный элемент — качество университетской среды. Российские университеты, за редким исключением (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский авиационный институт (государственный исследовательский университет), Дальневосточный федеральный университет), не имеют кампусов, и их нужно создавать. Если студент живет в кампусе, то не тратит два часа каждый день на дорогу до университета и обратно, и эти 20 процентов рабочего времени — «грандиозный показатель эффективности». К тому же в кампусе можно легко выбирать курсы на разных факультетах.
Хватит ли сил и воли?
Ярослав Кузьминов считает, что поставленные задачи не получится выполнить быстро и легко. Коллективы университетов, участвующих в программе, должны понимать, что планка требований к каждому преподавателю будет год от года подниматься. Сначала нужно публиковать статьи в российских журналах, потом в журналах с обязательным рецензированием, в международных препринтах (таких системах, как SSRN), в рейтинговых журналах, а потом о тебе уже будут судить по индексу Хирша, индексу цитируемости. Возникает проблема готовности добиваться успеха через изменения, через повышение требований к себе. И лишь в той степени, в которой коллективы окажутся готовы к такой работе, можно будет добиться успеха.
Вам также может быть интересно:
«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»
Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.
ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.
ВШЭ вошла в число лидеров проекта «5-100»
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.