• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты Вышки толковые, жадные до развития»

«Студенты Вышки толковые, жадные до развития»

© Высшая школа экономики

В сентябре 2023 года на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ была открыта базовая кафедра МТС, которая работает по актуальным направлениям развития цифровых технологий. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» заведующий кафедрой, первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин рассказал, зачем и как компания сотрудничает с университетами, чему обучает студентов, какие требования предъявляет к молодым специалистам.

— Павел Алексеевич, в России каждый человек знаком с брендом МТС. Что представляет собой компания сегодня?

— МТС находится в процессе трансформации из крупнейшего телеком-оператора в цифровую экосистему. Мы хотим создавать надежные и классные сервисы для населения, чтобы люди получали от них пользу и удовольствие. Мы усовершенствовали технологические процессы, клиентский опыт, расширили возможности экосистемы и непрерывно улучшаем условия труда.

Павел Воронин
Фото из личного архива

У нас один из ведущих онлайн-кинотеатров в стране, есть свой финтех, продукты умного дома, различные цифровые сервисы для населения и для бизнеса и многое другое. После ухода ключевых иностранных игроков начали развивать собственные ВКС, решения класса RPA, IoT-решения и многое другое. Наша миссия как цифровой экосистемы — улучшать жизнь клиентов с помощью технологий, и мы видим, что цели компании близки нашим пользователям: количество экосистемных клиентов в этом году превысило отметку 14 млн. По сути, мы становимся бигтехом — большой технологической компанией, одной из наиболее крупных по выручке в стране.

Еще одна глобальная задача МТС — развитие технологий в стране и, как следствие, развитие кадров. С помощью различных образовательных программ и ИТ-мероприятий мы растим новое поколение специалистов и развиваем ИТ-комьюнити.

— Как МТС выстраивает взаимодействие в сфере образования? В чем здесь сверхзадача?

— Конечно, у нас есть внутрикорпоративное обучение — образовательный центр, в рамках которого мы растим специалистов с уровня junior до лидерского уровня. Есть программы вовне, предназначенные для талантливых школьников и студентов. Нашими партнерами являются лучшие вузы страны, в том числе Вышка. Мы организуем в вузах и учебные курсы для студентов, и программы дополнительного образования. Например, на базе факультета компьютерных наук мы запустили прикладные курсы по backend-разработке на Golang и методологии DevOps. Однако основной формат партнерства — базовые кафедры. И в сентябре открылась базовая кафедра по направлению глубинного машинного обучения.

Мы стремимся развивать не только студентов и школьников, но и действующих ИТ-специалистов. В конце октября прошел финал нашей всероссийской олимпиады по программированию True Tech Champ. Мероприятие прошло в формате код-фестиваля, на площадке работали игровые зоны, на сцене перед участниками и гостями выступали эксперты МТС и других компаний, а в конце были концерты известного стендап-комика и музыкантов. Финалисты решали алгоритмические задачи и кодили на скорость, победители получили крупные денежные призы. Уже весной мы готовимся провести вторую по счету ИТ-конференцию True Tech Day. Уверен, как и в прошлый раз, она станет площадкой для обмена экспертизой, делового и дружеского общения.

Все наши инициативы направлены на развитие ИТ-комьюнити в стране, мы хотим, чтобы люди, которые интересуются технологиями, держались вместе — чувствовали поддержку единомышленников и ощущали себя частью чего-то глобального.  

А сверхзадача в том, чтобы в стране было больше ИТ-специалистов, которые умеют решать нужные в текущий момент задачи — практические и научные. Чтобы и школьники, и взрослые люди обладали знаниями, навыками, ресурсами, выстраивали свой трек развития в ИТ-сфере. Запуская различные образовательные и развлекательные программы в сфере ИТ, мы вносим вклад в развитие российского ИТ-рынка.

— Ваш опыт взаимодействия с вузами скорее позитивный?

— По большей части да. Опираясь на наш опыт сотрудничества с вузами, могу сказать, что партнеры заинтересованы во всестороннем развитии студентов. Они прекрасно знают, что, помимо получения теоретических знаний, ребятам нужно уметь применять их на практике. Поэтому все наши курсы построены на реальных кейсах экосистемы.

Продвинутые вузы, которые не первый год работают с предприятиями, понимают, что это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, предприятие хочет вложиться, чтобы студенты там поработали, поняли актуальные вещи, а с другой стороны, вуз для этого должен дать предприятию определенные рычаги. А если движение по дороге одностороннее, то партнерство, скорее всего, долго не проживет.

Мне кажется, что все ключевые вузы, которые развивают базовые кафедры и другие форматы сотрудничества, это понимают. А мы пытаемся не распыляться и не терять фокус. Нет задачи войти во все вузы страны, мы готовы вкладываться только в лучшие.

— Теперь несколько слов о взаимодействии с НИУ ВШЭ в части образования. С чего оно началось и в чем заключается сегодня?

— Раньше мы просто читали студентам разные курсы, а сейчас началась системная работа, в основе которой — базовая кафедра. Базовая кафедра МТС на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ — это не только метод привлечения талантливых специалистов, но и развитие hard и soft skills студентов по наиболее актуальным направлениям рынка. Кафедра направлена на раскрытие способностей начинающих специалистов: мы стараемся их вовлекать в профессиональную среду с помощью реальных кейсов, хакатонов и ИТ-мероприятий, а также перманентного фидбэка от наставников курсов, стажировок, практической работы в МТС. Мы даем студентам все, что им понадобится для решения реальных промышленных задач. Кроме того, организуем для них стажировки, практическую работу на предприятии.

Мы обучаем по трем ключевым направлениям: генеративные модели искусственного интеллекта, Big Data и работа с данными, создание и поддержка инфраструктуры для больших данных. Они супервостребованы и в МТС, и за ее пределами. Например, аналитическая компания Gartner предсказывает, что 30% контента для бизнеса будет производить генеративный ИИ, поэтому знания в данном направлении являются большим конкурентным преимуществом на рынке. Помимо этого, по оценке экспертов, спрос на специалистов в области больших данных вырастет на 31% к 2029 году.

Сотрудничество с ВШЭ мы хотим расширять, и ВШЭ тоже хочет, так что есть и другие планы на будущее.

— Чем компании МТС и лично вам интересна Вышка?

— Очевидно, что Вышка — один из лучших университетов России. Сотрудничество для нас полезно и важно: мы получаем талантливых ребят и даем им возможность вырасти до топовых позиций. Студенты Вышки толковые, жадные до развития, их интересуют и знания, и карьера. Мне они нравятся.

Многим студентам Высшей школы экономики, и в частности ФКН, удалось не только попробовать силы в олимпиаде MТС True Tech Champ, участниками которой стали более 8 тысяч начинающих и опытных ИТ-специалистов, но и попасть в финал, пройдя все отборочные соревнования. Победителями олимпиады стали 12 человек, из них двое — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ. Первое место занял студент ВШЭ, который к тому же двукратный чемпион международных соревнований по программированию, второе место получил учащийся ВШЭ — действующий член сборной России по программированию.

Казалось бы, найти молодого специалиста на рынке дешевле и быстрее, чем содержать базовую кафедру, учить студентов, обращать их в свою веру и т.д. Но если посмотреть на технологический топ-менеджмент в МТС, то почти все они из лучших вузов. Так получилось, задачу нанимать только их выпускников мы не ставили.

© Высшая школа экономики

— Слушатель базовой кафедры более ценен для компании, чем просто выпускник ведущего вуза?

— Да. Когда студент прошел обучение на базовой кафедре, он лучше подготовлен к работе и более ценен для предприятия. Необходимые промышленные навыки он уже получил, в период учебы понял, в чем заключается работа, какие интересные задачи там можно решать. С этой точки зрения, безусловно, студент базовой кафедры выигрывает в конкурентной схватке. Однако все зависит от желания развиваться и ежедневно работать над повышением квалификации — это та ценная характеристика, которая формирует ИТ-экспертов. Вообще, хороших ребят компании ведут еще со школы.

— В чем заключается лично ваша работа как заведующего базовой кафедрой МТС на факультете компьютерных наук Вышки?

— Я был инициатором создания кафедры, проектировщиком направлений курсов и учебного плана, а также участвовал в подборе преподавателей, готовых обучать, вовлекать, передавать опыт и актуальные знания.

Сейчас я делегирую часть своих полномочий, но, конечно, смотрю, насколько «заходят» существующие курсы и как их можно улучшить. Пока это только курсы по выбору, но мы рассматриваем возможность более широкого вовлечения в образовательный процесс.

— Чем привлекаете студентов?

— Интересным и полезным материалом, гибкостью, быстротой реагирования. И конечно, практической работой на предприятии. Если студент стажируется в компании, работает в составе команды, взаимодействует с руководителями, решает практические задачи и видно, что он толковый, что от него будет польза, то мы его приглашаем остаться без всяких собеседований. Это общемировая практика: когда приходишь по рекомендации, шанс получить работу намного выше.

— Идеальный выпускник вуза с точки зрения МТС — какой он?

— Прежде всего это человек с живым умом. Выпускник должен быть интересующимся, уметь анализировать информацию, задавать вопросы, почему и как что-то устроено, есть ли возможность это улучшить. Он должен уметь сконцентрироваться, разобраться в теме, которую ему предложили, и быстро обучаться, копать в глубину. Понятно, что необходим высокий уровень интеллекта. И эмоционального интеллекта тоже, поскольку наша работа предполагает взаимодействие с людьми. И еще нужно быть трудолюбивым.

Если говорить про МТС, то в компании мы ценим не только профессиональные компетенции, но и умение работать в команде, интерес к ИТ-индустрии и перманентное желание развивать как hard, так и soft skills. Помимо этого, сегодня одним из ключевых навыков является адаптивность — сфера ИТ стремительно растет и ежедневно формирует новые тренды или условия деятельности, к которым специалист должен уметь находить подход.

— Какой вклад МТС хотела бы внести в развитие ведущих университетов, в том числе Высшей школы экономики?

— Ключевой целью является развитие профессиональных навыков начинающих специалистов и их обучение наиболее актуальным направлениям в ИТ. Например, генеративный искусственный интеллект — это устойчивый тренд. Очень важно освоить навыки работы с ИИ сегодня, чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке и уверенно чувствовать себя в профильном сообществе.

Для компании важно научить не только теоретическим знаниям, но и их применению на практике. Каждый курс МТС включает в себя проектное задание — реальный профессиональный кейс, который студентам нужно решить. Например, на курсовом проекте «DevOps и Infrastructure as Code для классической трехзвенной архитектуры» студенты писали собственные микросервисы, настраивая для них всю инфраструктуру и DevOps.

Однако наш вклад — это не только обучение студентов, но и отлаживание механизма взаимодействия университета с предприятием. В любом российском вузе, и Вышка не исключение, в этом направлении есть пространство для развития.

В целом мы хотим расширять воронку, делать обучение более доступным, давать возможность большему количеству людей приобщиться к миру технологий и получать самые актуальные и правильные знания в современных областях.

Вам также может быть интересно:

«Конференция “Параллельные вычислительные технологии” — знаковое событие в мире IT»

Вышка готовится к IT-конференции «Параллельные вычислительные технологии — 2025». Тематика форума покрывает все аспекты применения облачных, суперкомпьютерных и нейросетевых технологий в науке и технике. Прием заявок, в том числе от молодых ученых, на участие с докладом открыт до 1 января 2025 года.

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.