Исследователи определили актуальность мировых трендов развития образования для России
Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education в совместном исследовании назвали 10 мировых трендов в образовании и оценили, насколько актуальными они будут для отечественного образования в 2024 году. Результаты исследования были представлены на конференции НИУ ВШЭ «Катализатор инноваций в образовании — 2023».
Опросив более 750 экспертов, инноваторов и студентов о том, какие из 10 главных общемировых трендов наиболее актуальны для России, аналитики объяснили, какие инновации станут универсальной необходимостью, а реализации каких еще придется подождать.
Топ-10 мировых трендов в образовании и отношение к ним российских инноваторов и студентов
Тренд 1. Мультимодальная педагогика
Согласны 58% инноваторов и 34% студентов
Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред
Согласны 50% инноваторов и 48% студентов
Тренд 3. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат
Согласны 31% инноваторов и 56% студентов
Тренд 4. Педагогика отношений
Согласны 48% инноваторов и 29% студентов
Тренд 5. Предпринимательское образование
Согласны 39% инноваторов и 29% студентов
Тренд 6. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде
Согласны 35% инноваторов и 36% студентов
Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта
Согласны 37% инноваторов и 29% студентов
Тренд 8. Сближение контекстов обучения и обучающегося
Согласны 30% инноваторов и 25% студентов
Тренд 9. Подкасты как педагогическая технология
Согласны 29% инноваторов и 15% студентов
Тренд 10. Метавселенная для образования
Согласны 19% инноваторов и 24% студентов
Среди основных общемировых трендов в России преобладают технологические направления — это самая многочисленная категория, отмечают исследователи. К ней относятся все тренды, связанные с сопряжением технологий в образовании, — от развития гибридного обучения до использования метавселенных, искусственного интеллекта и форматов подкастов в педагогике. Самыми популярными из них оказались взаимопроникновение учебных сред и мультимодальная педагогика, которые подразумевают возможность работать со знаниями в различных форматах и модальностях восприятия — в онлайне и офлайне, в формате видео, аудио, miro-досок, карточек, мемов и т.д. Эти тренды вбирают в себя возможности других трендов из этой группы, так как рассматривают технологический процесс обучения в комплексе и могут пополняться инновациями по мере их появления.
Диана Королева
«Несмотря на бум ИИ, для респондентов этот тренд пока находится только на 7-м месте из 10. Это можно объяснить тем, что ИИ еще не встроен в педагогику в прямом смысле, его покрытие в образовании остается неравномерным до момента внедрения правил его использования в образовательных учреждениях, — рассказывает Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО). — Тем не менее с помощью ИИ могут быть реализованы другие трендовые направления: и взаимопроникновение учебных сред, и мультимодальная педагогика, и сопряжение контекстов обучения. То же можно сказать и о подкастах. Их не рассматривают как самостоятельную педагогическую технологию, однако они могут быть хорошим подспорьем в реализации аналогичных трендов».
Что же касается метавселенных, им респонденты пока отдали последнее место в топе: пока на массовом образовательном рынке не наблюдается крупных успешных кейсов, и, хотя корпорации смотрят в сторону направления, чаще всего бизнес отказывается от реализации этих идей, так как они требуют крупных инвестиций и технологических мощностей.
Павел Мосейкин
«После пандемии случился бум обсуждения возможностей метавселенных и того, как они могли бы снизить затраты на образование и создать инновационную среду, в которой учащиеся смогут ставить эксперименты в условиях виртуальной реальности. Однако до сих пор этот тренд является в большей степени футуристической моделью — его тяжело “пощупать”, потому что пока нет кейсов, которые отрабатывали бы эту модель комплексно», — отмечает Павел Мосейкин, СЕО образовательного холдинга Ultimate Education.
Впервые в топ трендов вырвалось направление, связанное с психологическим благополучием участников образовательного процесса. Well-being уже несколько лет является трендовым направлением, повсеместно развивающимся в особенности в технологических индустриях. Педагогика отношений и педагогика заботы о студентах и преподавателях — мастхев как минимум для онлайн-образования, но к нему хотят стремиться и представители классической образовательной системы.
Современные учителя, работающие в формальной системе образования, могут пользоваться техниками педагогики заботы, не меняя систему, но выстраивая с учениками доверительные отношения, построенные на раскрытии их талантов через форму сбалансированной обратной связи. Такая форма общения безопасна и подойдет для любых образовательных организаций и креативных предприятий.
Самая малочисленная, но не менее перспективная категория трендов — проектная деятельность. Она связана с кейс-стади и развитием предпринимательских навыков. Обучение через вызовы (challenge) уже довольно давно практикуется в эдтехе и пользуется высоким спросом у студентов — оно направлено на развитие критического мышления, умения решать нетипичные кейсы, навыков междисциплинарного сотрудничества и работы в команде.
Предпринимательское образование играет важную роль в развитии навыков XXI века — креативности, любознательности, умения решать проблемы, коммуникативных навыков, гибкости, готовности к риску исоблюдению трудовой этики. Спрос на предпринимательское мышление и финансовую грамотность в ближайшие годы будет заметно расти — эти навыки пригодятся не только людям, желающим открыть свой бизнес, но и наемным работникам и фрилансерам.
Павел Сорокин
«Новая реальность требует от человека быть все более самостоятельным. Предпринимательские навыки нужны сегодня не только предпринимателям-ипэшникам, руководителям ООО и самозанятым, но всем без исключения. Речь не о ведении бизнеса, но об умении проектно мыслить, иметь горизонты планирования, минимизировать риски», — комментирует Павел Сорокин, ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно здесь.