В технопарке «Саров» сотрудники ФКН Вышки рассказали о применении ИИ для анализа данных в физике
Научно-учебная лаборатория методов анализа больших данных факультета компьютерных наук ВШЭ совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров) и Национальным центром физики и математики провели II Всероссийскую школу-семинар по физике высоких энергий и ускорительной технике.
Школа проходила совместно с XXIV Харитоновскими тематическими научными чтениями по проблемам ускорительной техники и физики высоких энергий.
В школе приняли участие около 100 студентов и аспирантов российских университетов и академических институтов. Исследователи из России и Китая рассказали о способах получения и обработки данных. Группа ученых из Вышки под руководством ведущего научного сотрудника Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных ФКН ВШЭ Фёдора Ратникова провела мини-курс по методам машинного обучения и их применению в физике частиц.
Фёдор Ратников
Применение методов машинного обучения является основным способом анализа данных на физических установках. В установках класса «мегасайенс» такие методы не имеют альтернативы ввиду их скорости и эффективности.
Практические занятия подготовили и провели сотрудники НУЛ Владимир Бочарников, Екатерина Трофимова и Тигран Рамазян. «Особенно порадовали скорость обучения участников: за короткое время они смогли не только понять основы, но и освоить практические аспекты машинного обучения, которые понадобились им для выполнения задания итогового соревнования», — похвалила студентов школы Екатерина Трофимова.
Заведующий лабораторией Денис Деркач рассказал студентам школы о различных методах машинного обучения, подходящих для моделирования откликов физических детекторов. Он отметил, что ресурсы для вычислений предоставила платформа Yandex Cloud.
Денис Деркач
«В ходе выполнения работ, — сообщил ученый, — с помощью сервиса для работы с ML-моделями Yandex DataSphere мы смогли организовать одновременное обучение большого количества участников. Коллеги из “Яндекса” помогли студентам и преподавателям быстро освоиться в новой для них системе. Наша команда планирует продолжить сотрудничество и провести школу в следующем году».
Анна Лемякина
«Для нас важен постоянный диалог с аудиторией студентов, ученых и исследователей. Мы хотим давать возможность уже в университете использовать сервисы облачной платформы для решения реальных практических задач, а также получать обратную связь для ее совершенствования», — сказала Анна Лемякина, директор по национальным и стратегическим проектам Yandex Cloud.
Участники летней школы также поделились своими отзывами.
Евгения Рулева, инженер РФЯЦ-ВНИИЭФ

«Лекции Фёдора Дмитриевича Ратникова, а также практические занятия с Екатериной Трофимовой оказались приятным сюрпризом летней школы. Очень интересный интенсивный курс с возможностью задать вопросы, получить обратную связь и «потрогать все руками». Спасибо всей команде за мощный старт! Теперь буду продолжать изучение машинного обучения».
Денис Григорович, аспирант НИЯУ МИФИ

«Несмотря на то что за четыре дня невозможно полноценным образом освоить курс машинного обучения, многие вещи стали мне понятны благодаря доходчивым лекциям и семинарам. А главное, прекрасным коллегам из Вышки за столь непродолжительное время удалось разжечь в нас интерес и мотивировать на самостоятельное освоение машинного обучения».
Трофимова Екатерина Алексеевна
Вам также может быть интересно:
В Вышке рассчитали экономический эффект от внедрения технологий ИИ в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил потенциальный экономический эффект от внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в отраслях российской экономики до 2035 года. Эксперты также предположили, каким должен быть объем ресурсов, которые потребуются организациям для освоения данного класса технологий.
Мегасайенс, ИИ и суперкомпьютеры: Вышка расширяет сотрудничество с ОИЯИ
Специалисты по компьютерным технологиям НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) обсудили сотрудничество и совместные проекты на встрече в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова (ЛИТ). Со стороны ВШЭ в дискуссии участвовали заведующий Лабораторией вычислительной физики МИЭМ Лев Щур и сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных факультета компьютерных наук Денис Деркач и Федор Ратников.
Искусственный интеллект предсказал поведение квантовых систем
Ученые ВШЭ совместно с коллегами из Университета Южной Калифорнии разработали алгоритм, который быстро и точно предсказывает поведение квантовых систем — от квантовых компьютеров до солнечных батарей. С его помощью удалось смоделировать процессы в полупроводнике MoS₂ и выяснить, что на движение заряженных частиц влияет не только количество дефектов, но и их расположение. Эти дефекты могут замедлять или ускорять перенос заряда, создавая эффекты, которые раньше было сложно учесть при применении стандартных методов. Исследование опубликовано в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.
«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»
В 2024 году на магистерскую онлайн-программу «Искусственный интеллект», реализуемую факультетом компьютерных наук ВШЭ, поступило рекордное количество первокурсников — более 300. Откуда такой высокий интерес к ИИ, как строится обучение и какими новыми компетенциями будут обладать выпускники программы, рассказала ее академический руководитель Елена Кантонистова.
ВШЭ и «Яндекс Образование» разработали бесплатный онлайн-учебник по математике для анализа данных
Эксперты из Центра непрерывного образования ФКН ВШЭ, магистратуры «Искусственный интеллект» и «Яндекс Образования» разработали и опубликовали бесплатный хендбук по математике для анализа данных. Это седьмое онлайн-издание из серии цифровых учебников, посвященных конкретным IT-направлениям для самостоятельного изучения.
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.