«Хотелось объединить все сообщество, чтобы показать ребятам: макроэкономика — это интересно»
В конце июня факультет экономических наук ВШЭ провел Городскую экономическую школу для учеников 8–11-х классов, заинтересованных в глубоком и внимательном погружении в экономику, расширении знаний и поиске своих интересов. Школа, набор на которую осуществлялся на конкурсной основе, собрала 40 старшеклассников из 16 регионов России. Пять дней участники слушали лекции преподавателей ФЭН и приглашенных экспертов, решали задачи, играли в «Что? Где? Когда?» и волейбол, ходили на экскурсии, защищали кейсы.
Городская школа ФЭН проходит в этом году впервые, ее основной темой стала макроэкономика, политика Центрального банка. Тема выбрана не случайно: и организаторы, и сами школьники признают, что макроэкономика дается тяжелее, чем другие разделы экономической науки. «Это тема, которая часто “западает”. Я окончил 9-й класс, и в 10-м она только появится в олимпиадах. Если начать изучение макроэкономики перед выпускным классом, это будет непродуктивно. Тема куда более запутанная, муторная и душная, чем микроэкономика. Чтобы дать себе импульс в изучении макроэкономики, я принял участие в Городской экономической школе, и мои ожидания более чем оправдались», — рассказал участник школы Илья Манякин.
Александр Челеховский
«Я достаточно давно преподаю экономику и вижу, что у школьников макроэкономика идет довольно тяжело. В этой области у ФЭН есть явное сравнительное преимущество: много выпускников факультета работает в Центральном банке, есть сильные студенты, которые сами были победителями школьных олимпиад, хорошо разбираются в экономике и умеют работать со школьниками. Нам хотелось объединить все это сообщество, чтобы показать ребятам: макроэкономика — это интересно, политика Центрального банка — это не скучно, не занудно, там есть в чем разобраться», — объяснил выбор темы руководитель школы Александр Челеховский.
По словам организаторов, для части старшеклассников работа ЦБ оказалась совершенно новой темой. «Некоторые участники впервые услышали о макроэкономике на школе. Им было чуть сложнее. Часто появлялись дополнительные вопросы, и семинаристам приходилось читать мини-лекции специально для тех, кто чего-то не понял. У них это получалось блестяще. Кажется, ни один школьник не остался без внимания», — рассказала тьютор и организатор школы Елизавета Голоядова.
Узнать о работе Центрального банка ребята смогли из первых уст — приглашенными спикерами стали сотрудники ЦБ, которые когда-то тоже были студентами ФЭН: начальник управления Департамента исследований и прогнозирования Банка России Дмитрий Чернядьев и главный экономист Департамента исследований и прогнозирования Банка России Ирина Козловцева. Помимо сотрудников факультета и приглашенных спикеров, в работе школы активное участие принимали студенты ФЭН и других факультетов — в качестве организаторов, тьюторов и вожатых.
Елизавета Голоядова
«Самой большой трудностью было то, что Городская школа ФЭН в этом году проводилась впервые. У всей команды преподавателей, организаторов и вожатых уже имелся опыт проведения других выездных школ, но Городская школа ФЭН необычна своим смешанным форматом. Кто-то жил дома и ездил в школу самостоятельно, а кто-то заселялся в гостиницу “Космос”. Школьников, которые жили в гостинице, нужно было встретить на вокзалах, заселить, проводить до Покровского бульвара и показать обратный путь до гостиницы. Слаженная работа и готовность выручить в любой момент помогли нам избежать больших трудностей и провести школу на высшем уровне», — поделилась опытом Елизавета Голоядова.
Участие в школе принимали дети разного возраста, и это стало настоящим вызовом для организаторов: предстояло продумать программу, доступную и интересную школьникам с разной подготовкой и уровнем знаний. «Ребята очень разные — с 8-го аж по 11-й класс. Мы специально подобрали такие темы, чтобы не нужно было какого-то бэкграунда, пререквизитов. Все, что требовалось от школьников, — сконцентрированность, внимательность. И это у них есть!» — отметил Александр Челеховский. По его словам, ключ к тому, чтобы всем было интересно, — разнообразие. И программа школы действительно оказалась насыщенной. За пять дней участники послушали восемь лекций, разобрали задачи на семинарах и тренингах, сходили на экскурсию по корпусу на Покровском бульваре, в Центробанк и «Яндекс», в небольших командах поработали над кейсами и защитили их, написали тренировочную олимпиаду и обсудили решения. А еще играли в «Что? Где? Когда?» и волейбол, общались с преподавателями, готовили презентации допоздна и заводили друзей — таких же любознательных и активных, как и они сами.
Участники школы тепло отзываются о преподавателях и вожатых, отмечая их профессионализм, глубокие знания, умение рассказывать понятно и интересно, готовность общаться со школьниками на равных и помогать им разбираться в непростом материале.
«Лекции были намного интереснее, чем я ожидал. Это было не просто зазубривание какого-то материала, а живое общение, живой диалог, и это реально круто. Плюс лекции оказались проще, чем я ожидал. Это тоже неоспоримый плюс, потому что знания мы получаем все те же, но в более простой форме, чем это можно преподнести», — поделился впечатлениями участник школы Павел Фонарьков.
«В школе ФЭН было интересно то, что для преподавания в ней выбрали сильных экспертов, которые практикуют свои экономические знания в Центробанке, и, конечно же, Александр Николаевич Челеховский — очень сильный преподаватель, поэтому было интересно услышать о макроэкономике, пусть даже за короткий период, от очень грамотных и хорошо разбирающихся в этом людей», — рассказала участница школы Екатерина Королева.
«Мне очень понравилось: крутые преподаватели, ребята, теперь у меня много-много друзей со всей России. Больше всего мне, наверно, запомнился первый день, когда я с широко раскрытыми глазами начала познавать макроэкономику», — отзывается о школе Надежда Коноплина.
«А мне больше всего запомнился не первый день, хотя он был, несомненно, очень хороший, а вечер, когда мы готовились к кейс-чемпионату. Лично наша команда не спала до полшестого, настолько мы хотели проработать нашу презентацию и речь. Это незабываемо», — вспоминает Максим Клюкин.
Организаторы поблагодарили ребят, которые не побоялись приехать в школу, проводившуюся впервые, и попробовать новые для многих форматы, например кейс-чемпионат. «Мы понимали, что немного рискуем, и нам самим было интересно, что получится, а что нет. Теперь планируем собрать у ребят отзывы и строить следующую Городскую школу ФЭН с учетом обратной связи», — поделился планами Александр Челеховский.
Городская школа ФЭН проходила при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ. «По окончании общеобразовательной школы важно не просто поступить в престижный вуз, — уверена руководитель дирекции Тамара Протасевич. — Крайне важно, чтобы поступление стало результатом понимания своих сильных сторон, интересов, возможностей. Городская экономическая школа, которую в этом году впервые провел факультет экономических наук Вышки, хороша тем, что ее участники наряду с новыми знаниями получили возможность развития, совершенствования умений и навыков, приблизились к осознанному выбору будущей профессии. Желаю развития и успехов первым участникам и команде организаторов школы».