Стандарт прямого действия?
Прежде всего, ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» меняет статус стандарта: из документа опосредованного действия он становится документом прямого действия.
21 мая состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Образовательные стандарты: разговор не окончен» выступил заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров, до недавнего времени — заместитель проректора ВШЭ.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, которые еще в 2005 году начала разрабатывать группа экспертов под руководством на тот момент управляющего директора, а ныне президента издательства «Просвещение» Александра Кондакова, уже работают и в начальной, и в основной школе. Споры вокруг стандартов и их создателей не утихали долго, и лишь относительно недавно общество признало, что ничего опасного они с собой не несут. Однако сегодня в свете принятия нового законодательства в сфере образования место и роль стандартов толкуются несколько иначе. На семинаре Алексей Майоров назвал девять тем изменений, которые требуются стандартам в связи с новыми реалиями.
Прежде всего, ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» меняет статус стандарта: из документа опосредованного действия он становится документом прямого действия. То есть сейчас образовательная программа учебного заведения строится на основе примерной образовательной программы, которая в свою очередь создается на базе федерального образовательного стандарта. Новый закон требует, чтобы образовательная программа школы сразу строилась в соответствии. То есть теперь стандарт должен быть понятен и учителям, и школьникам, а не только разработчикам примерной программы.
Далее. Закон провозгласил многообразие форм получения образования (в учебных заведениях или вне их) и форм обучения (очное, заочное, семейное и прочее), которые должен определить стандарт. При этом в ст. 63 Закона фиксируется, что общее образование может быть получено не обязательно в школе, но и вне ее, а среднее общее образование можно получить путем самообразования. Но какие требования должны выдвигаться к условиям получения и результатам семейного или самообразования — вопрос остается открытым.
Закон требует от стандарта большей гибкости в установлении сроков освоения программ с учетом форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий учащихся. Возможно, одаренные дети могут окончить школу быстрее, чем обычно, а вот на освоение образовательной программы при дистанционном обучении потребуется не 11, а 12 лет. И в стандарте это должно быть зафиксировано.
Также в законе утверждается особый порядок отбора содержания образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этого потребуется либо создание отдельных стандартов, либо введение специальных требований в действующий стандарт. Пока у нас нет ни того, ни другого.
Пятый сюжет связан с изучением национальных языков в нашей стране. Закон постановил, что изучение русского языка, изучение государственных языков республик РФ, а также изучение родных языков из числа языков народов РФ должно строиться в соответствии со стандартом. То есть в школе могут преподаваться по крайней мере три группы языков. «Ситуация непростая. Вы попробуйте придумать, как организовать процесс изучения языков в Дагестане, где государственных языков целых 17. Решение этой проблемы закон тоже возлагает на стандарт», — прокомментировал докладчик.
В новом законе впервые отражены возможности применения дистанционных технологий в образовании. И теперь в стандарте придется зафиксировать основные требования к условиям организации образовательного процесса при дистанционном и электронном обучении.
В новом законе впервые отражены возможности применения дистанционных технологий в образовании. И теперь в стандарте придется зафиксировать основные требования к условиям организации образовательного процесса при дистанционном и электронном обучении.
Седьмое новшество закона касается нормативов обеспеченности образовательного процесса. В стандарте эти нормативы тоже есть, но они сформулированы весьма обтекаемо. Например, как какие-то требования, которые должны обеспечить возможность чего-то. Теперь же закон требует, чтобы стандарт определил эти нормативы очень конкретно, в расчете на одного учащегося.
Закон наконец-то ввел возможность сетевой формы реализации образовательной программы. То есть теперь несколько школ могут совместно разрабатывать и утверждать образовательную программу, по которой они будут работать. И стандарт должен будет определить, как вообще такое взаимодействие возможно и кто за что будет отвечать.
Девятое, и, наверное, самое трудное потенциальное изменение стандарта связано с аттестацией и контрольно-надзорной деятельностью. В стандарте фиксируются требования к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения. И раздел о результатах обучения в стандарте необходимо изложить таким языком, чтобы в принципе стало возможным установить соответствие между стандартом и результатом освоения школьниками учебных программ.
Таким образом, что нас ждет дальше? Какие изменения нужно будет внести в стандарт в среднесрочной перспективе? Вероятно, было бы целесообразно отказаться от примерной образовательной программы и пересмотреть само содержание стандарта.
В завершение выступления Алексей Майоров сказал: «Очень хочется, чтобы стандарт и программы стали более конкретными, однозначными. Причем не только для работников школ и ученых, но и родителей… Эти документы должны стать более прогрессивными и соответствующими не только требованиям сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего».
«Очень хочется, чтобы стандарт и программы стали более конкретными, однозначными. Причем не только для работников школ и ученых, но и родителей… Эти документы должны стать более прогрессивными и соответствующими не только требованиям сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего».
Какие проблемы стандарт оставляет нерешенными?
Сессию вопросов и дискуссию открыл научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. Цитируя депутата Госдумы Ирину Яровую, которая рассуждения о разнообразии учебников для повышения качества образования считает «лукавыми», он выразил надежду, что упомянутая докладчиком однозначность — не про то… Его поддержали и другие участники дискуссии: при всех нововведениях в законодательстве главное достижение стандарта — провозглашаемое им многообразие в образовании — необходимо сохранить.
Так, Анатолий Каспржак, директор Центра развития лидерства в образовании Департамента исследований и разработок Института образования ВШЭ, сказал: «Стандарт, который стал документом прямого действия, может как дать свободу, так и убить всякую вариативность». Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, тоже подчеркнул, что общие, единообразные требования к результатам, отраженные в стандарте, не учитывают федеративного устройства нашей страны, например, особенностей народов Крайнего Севера, и поэтому буквально «убивают будущее России».
Второй дискуссант, Александр Кондаков, заметил, что разработчики пытались заложить в стандарт много полезного, но кое-чего им сделать не удалось. В частности, всех вопросов о содержании образования удалось бы избежать, если бы был утвержден такой документ как «Фундаментальное ядро содержания общего образования» — разработанный совместно Российской академией образования и Российской академией наук перечень абсолютно необходимых человеку базовых знаний в его практико-ориентированной деятельности. Тем не менее некоторые ориентиры «фундаментального ядра» нашли свое отражение в разделе стандартов о планируемых результатах.
Завершая семинар, Исак Фрумин подчеркнул, что на вопросы о том, откуда берется «то страшное», к чему два последних года в школе готовятся учителя и ученики — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, и как на самом деле строятся школьные образовательные программы на основе стандарта, пока не удалось получить ответы.
Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Майоров Алексей Николаевич
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.