Инженеры будущего: креативные навыки и крепкие базовые знания
Какие инженеры необходимы сейчас нашей стране и как вузам обеспечить подготовку квалифицированных специалистов, обсуждали сегодня представители высшей школы, бизнеса и власти в Санкт-Петербурге на конгрессе «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, принимая участие в пленарном заседании, рассказал о работе Вышки в сфере инженерного образования.
Конгресс является деловой частью Международного научно-образовательного салона, который проходит в Петербурге с 30 ноября по 1 декабря. На пленарном заседании «Инженеры будущего: новые технологии для экономики России», где модератором выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, встретились ректоры ведущих петербургских вузов, представители бизнеса и федеральных структур — от Министерства науки и высшего образования до Управления Президента РФ по научно-образовательной политике. Разговор шел о потребностях отрасли, практиках и проблемах подготовки инженерных кадров, сегодняшних вызовах.
Все выступавшие отметили резко возросшую потребность российской экономики в современно мыслящих инженерах, способных не только обслуживать технику, но и находить новые технологические решения.
Александр Шохин
Александр Шохин, президент ВШЭ, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, говоря о динамике роста спроса на инженеров со стороны работодателей, отметил, что сегодня инженер становится креативной профессией: она требует и крепких базовых знаний, и способности мыслить нестандартно. Это является вызовом как для производства, так и для вузов.
Евгений Елин, председатель совета директоров S7 Group, развернул вектор дискуссии с обсуждения компетенций инженеров будущего к сегодняшним реалиям. «Пожалуйста, хватит говорить про инженеров будущего. Подготовьте нам хороших инженеров прошлого», — обратился он к представителям высшей школы. По словам Евгения Елина, недавние выпускники вузов на «ты» с цифровыми технологиями, но им не хватает понимания физики процессов и навыков работы с «железом», а для прорывных инженерных решений требуется общий взгляд, мышление генерального разработчика, конструктора.
Никита Анисимов
«Мы теряем много инженеров еще в 7-м классе, когда в школе начинаем учить физике, — продолжил тему Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ. — Если мы сразу от физики оттолкнем, не заинтересуем, никаких инженеров будущего потом не получим». Он рассказал об одном из решений, реализованных университетом для привлечения юных инженерных талантов. ВШЭ выступает инициатором и организатором Национальной технологической олимпиады для школьников и студентов, увлекающихся современными технологическими решениями. В прошлом году число участников НТО превысило 120 тысяч человек, а за семь лет существования олимпиады в ней участвовало более 380 тысяч человек из всех российских регионов и других стран.
Кроме того, Вышка активно сотрудничает с бизнесом и инвестирует в развитие инженерного образования. Партнерство с лидерами индустрий, такими как АФК «Система» и VK, позволяет университету развивать образовательную траекторию в соответствии с запросом рынка.
«Благодаря сотрудничеству Вышки с “Системой” и VK у нас созданы наилучшие условия для обучения инженеров в микроэлектронике. Мы понимаем, что именно в этой сфере нашей стране необходимо срочно наращивать компетенции», — подчеркнул Никита Анисимов.
Приоритетность развития микроэлектроники отметил и Алексей Медведев, заместитель генерального директора Российского научного фонда. Он назвал три ключевые отрасли, куда прежде всего направлено внимание РНФ, — кроме микроэлектроники, это фармацевтика и приборостроение.
Участники пленарного заседания пришли к выводу о необходимости разработки дорожной карты развития передовых инженерных школ, координации позиций с бизнесом, у которого появились сегодня новые задачи, и необходимости участия вузов в синхронизации и развитии среднего образования в инженерной сфере, в том числе как базы для подготовки будущих студентов.
Анна Тышецкая
Анна Тышецкая, директор петербургского кампуса ВШЭ, выступая в рамках конгресса на секционном заседании, посвященном проблемам и перспективам инженерного образования, отметила, что кампус открыт для реализации межвузовских проектов и исследований, направленных на развитие технологий. У питерской Вышки есть успешный опыт межвузовского взаимодействия в сфере дизайна и медиа, имеется уже серьезная научная база и крупные индустриальные партнеры в сфере IT и физики, что может стать основой для развития синергии с другими вузами.
Вам также может быть интересно:
Много инженеров — много инноваций?
18 сентября прошел семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом «Триумф стран БРИК: невиданный бум высшего образования» выступил профессор университета Стэнфорда Мартин Карной — научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ.
«Сегодня производству нужны именно новые кадры»
О специфике обучения в магистратуре Московского института электроники и математики ВШЭ по направлению «Конструирование и технология электронных средств» рассказывает руководитель этого направления, заведующий кафедрой «Радиоэлектроника и телекоммуникации» МИЭМ ВШЭ Леонид Кечиев.
МИЭМ: чтобы обеспечить конкурентоспособность
Решением Правительства РФ Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) присоединен к Высшей школе экономики. О перспективах совместной работы двух вузов рассказывает Алексей Шалковский, новый проректор ВШЭ, курирующий вопросы интеграции ВШЭ и МИЭМ.
Инженер — профессия будущего
Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.
«Качественные изменения никому не нужны»
1 июня состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ. С докладом «Негативная стабильность в российском высшем образовании» выступил и.о. проректора ГУ-ВШЭ, научный руководитель ИРО Исак Фрумин.