«Не думал, что скачаю на телефон приложения с разными функциями распределения вероятности»
Александр Мошков в морской академии изучал сферическую тригонометрию и строил математические модели земной поверхности. Сейчас капитан дальнего плавания погрузился в специфику программы «Экономический анализ» Высшей школы экономики. Возможность учиться в онлайн-магистратуре НИУ ВШЭ, не оставляя работу в море, представляется ему по-настоящему уникальной.
— Какой образовательный путь проходят капитаны дальнего плавания?
— После 9-го класса я решил оставить школу и поступил в Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина. Меня восхищал вид огромных груженых судов, проходивших по Северной Двине и направлявшихся в разные страны. Окончив училище, я поехал в Санкт-Петербург, чтобы попытать счастья и попробовать поступить в наиболее именитую морскую академию страны — Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Поступать пришлось на 1-й курс, никаких послаблений для ребят с дипломами из средних специальных заведений, даже по той же специальности, не делали, о чем я нисколько не пожалел и отучился все пять с половиной лет с удовольствием. Поступление было тоже не из простых. Школьные знания практически выветрились к концу 4-го курса мореходного училища, и вдобавок к моему приезду оставалось всего 27 свободных мест, а желающих поступить было более 150. Мне очень помогли удача и приобретенные в старшей школе математические знания: учитель алгебры и геометрии развивала устный счет у учеников, каждый урок уделяла ему по 10 минут перед основной темой. Мне до сих пор это очень помогает в жизни.
— Вы окончили академию с отличием. Чем запомнилась учеба?
— Диплом у меня с отличием, но несколько четверок все же в нем было, поэтому не могу назвать себя круглым отличником. Какие-то предметы мне давались легко, я познакомился с ними еще в училище, мы их более углубленно изучали на базе высшей математики, сферической тригонометрии. Многие темы были основаны на представлениях о Земле как о шаре, мы применяли математические модели земной поверхности. Зачастую теория совмещалась с практическим ее использованием в системах позиционирования (GPS, ГЛОНАСС), в системах курсоуказания (гирокомпасы, гироскопы). Некоторые предметы мне давались тяжело, например философия, психология. Где много слов и мало логики, мне было трудно постигать и запоминать.
В академии я застал именитых профессоров, которые поражали интеллектом и умением преподнести материал на лекциях, объяснить сложный метеорологический или технический процесс с помощью тряпки для доски и куска мела. Мы просто заслушивались.
— Почему решили поступать в экономическую онлайн-магистратуру?
— Я люблю анализировать различные ситуации, исходные данные и ресурсы для нахождения оптимального решения. Мне кажется, это близко с экономическим анализом. Другим фактором стала возможность прохождения обучения онлайн. Мне пришлось вернуться к прежней деятельности, и даже вдали от дома мое обучение не прерывается.
Перед поступлением я изучал сайт программы, консультировался онлайн в учебном офисе. Мне объяснили, что эта программа не похожа на заочное обучение, сессий в конце семестра с обязательным посещением нет.
— Трудно учиться?
— Я стараюсь не отставать и делать все вовремя: вовлеченность в обучение должна быть на протяжении всего семестра, даже если учишься онлайн. Выполнить на отлично все не получается. Как говорится, только тот не делает ошибки, кто не делает ничего. Получив результаты пройденных тестов, я всегда стараюсь просмотреть их, проанализировать, найти верное решение и попытаться запомнить на будущее.
Сказывается, что я учился в академии довольно давно. Мозги немного поскрипывают при изучении сложных вещей, но потихоньку разбираюсь, шестеренки начинают прокручиваться. Не хватает практических занятий. Рекомендованные задачники не всегда дают полную информацию для решения, зачастую дан просто ответ к задаче, а как к нему пришли, не всегда ясно. Поэтому приходится много времени тратить на поиск информации в интернете. Еще одна трудность — программирование в эконометрике. Раньше мы использовали другие языки программирования, да и не было таких серьезных задач. Смотрю лекции по несколько раз, плюс интернет иногда помогает. Никогда не думал, что скачаю в телефон приложения с разными функциями распределения вероятности, но они уже там.
Главная задача на этом этапе — не отстать в учебе. Я прилагаю к этому максимум усилий. Мне очень понравился подход ВШЭ к построению программы: наличие обширной базы лекций, а также цифровая среда и дистанционная помощь для студентов. Также хотел бы отметить открытость и доступность преподавателей, их помощников, руководителей и менеджеров онлайн-магистратуры.
— Что вы можете сказать о студенческом сообществе на программе?
— Кто-то пытливый, пытается найти путь к правильному решению, контактирует с преподавателем через установленные каналы. Кто-то старается выполнить задания в короткий срок, так как занят на работе. У всех есть желание поучаствовать в семинарах, но не у всех есть возможность: это заметно по числу участников. Студентов на программе объединяет целеустремленность, в этом и есть основной смысл обучения, а также отличное чувство юмора. Даже в сложных ситуациях ребята пытаются внести разрядку. Мы поддерживаем друг друга в чатах, когда человек что-то упустил и потерялся в процессе или же есть трудности с заданием. Еще я заметил, что в публичных чатах никто не просит сказать ответ к тесту. Ребята могут спросить, в каком направлении нужно двигаться или что использовать для нахождения ответа, но не сам ответ. Все стараются достичь результата сами.