«Большой академический праздник»: стартовала конференция исследователей высшего образования
Ее основная тема — «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха». XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования в этом году проводится в НИУ ВШЭ вместе со Второй всероссийской ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям. В течение трех дней исследователи обсудят, какие ответы университеты дают на новейшие вызовы, в том числе в области укрепления технологического суверенитета России.
Открывая конференцию исследователей высшего образования, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал, что она проводится ежегодно в течение 13 лет, «то есть почти половину жизни Высшей школы экономики». Конференция собирает в своих стенах «созвездие профессионалов» — лучших исследователей в сфере высшего образования, в том числе зарубежных.
По мнению ректора, все то, что внедряется в образовании, должно опираться на исследования, а не только на жизненный опыт, а поскольку высшая школа работает с молодежью, результат внедрения доказательных, обоснованных решений виден лишь через 20–30 лет. «Мы называем свой университет Higher School of Everything или же Высшей школой для экономики, формируем экономику завтрашнего дня через наших студентов. Опираясь на исследования в образовании, мы можем делать это более эффективно», — подчеркнул Никита Анисимов.
По его мнению, вторая конференция, связанная с индивидуальными образовательными траекториями, не менее важна, так как «все, что мы делаем, держит в центре внимания человека, студента». Человекоцентричность — одна из базовых ценностей, а студентоцентричность — «это та нормальность, которую, мне кажется, каждый педагог, каждый участник системы образования должен концентрировать в себе». Индивидуальные образовательные траектории — это внимание к студенту как к самостоятельной личности, важной для экономики завтрашнего дня.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук подчеркнул, что образование не должно быть линейным и одинаковым, даже у студентов в одной группе могут быть разные треки. Индивидуальные образовательные траектории необходимы для того, чтобы студент на выходе из университета был востребован, а его компетенции соответствовали ожиданиям работодателей. Как показывает практика, студенты это хорошо понимают.
Получая образование в российских вузах, можно освоить несколько квалификаций, отметил заместитель министра и рассказал о проекте «Цифровые кафедры», который в этом году был запущен Минобрнауки и Минцифры России и позволяет студентам получить дополнительную квалификацию в сфере IT. «Мы обсуждали, придут ли студенты на цифровые кафедры, ведь у ребят и так большая нагрузка, и для меня стало открытием, что количество желающих превысило количество мест. В некоторых вузах конкурс был 3–4 человека на место», — рассказал Андрей Омельчук.
Генеральный директор компании CUSTIS Владимир Рахтеенко сообщил, что представляет на конференции технологический аспект данного дискурса: «Индивидуальная образовательная траектория — это тот пакет технологий, который позволяет из самых смелых идей делать будущее. Мы будем рассказывать, как менять образование, и менять сильно, почему это сложно, но очень интересно и результативно». По его мнению, на конференции удалось собрать очень интересную повестку — от «озарения» до практики.
Владимир Рахтеенко отметил, что человек учится ради двух целей — развития личности и профессионализации — и лишь развитая личность может при необходимости сменить профессию. По его мнению, пакет технологий для индивидуализации образования интересен только тогда, когда университет декларирует цели, к достижению которых стремится, в противном случае индивидуальные технологии бесполезны.
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев сообщил, что начавшаяся конференция не ограничена рамками официальной программы, и пожелал ее участникам получить удовольствие не только от докладов, выступлений и дискуссий, но и от неформального общения.
«Показательно, что мы начинали конференцию с небольшого локального сообщества, а сейчас в ней участвуют уже 700 человек. Ценно, что в нашей аудитории появляются не только hard-исследователи, но и практики, управленцы образования, потому что трансфер от исследований к реальным решениям, к сожалению, не всегда удается. Важная задача — усиление прикладных обсуждений вокруг результатов исследований, и надеюсь, что на конференции мы сможем в том числе обсудить не только конкретные статьи, но и возможные решения», — сказал Евгений Терентьев.
Директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, один из ключевых организаторов конференции, назвала ее «нашим большим академическим праздником» и напомнила, что одна из ее традиций — формирование сообщества. «13 лет назад конференция задумывалась как площадка, где исследователи высшего образования могли бы встречаться, находить единомышленников, коллабораторов, людей, близких им по идеям и духу. Мы решаем эту задачу успешно, и, надеюсь, этот год не будет исключением», — подчеркнула она.
Еще одна традиция конференции, сформировавшаяся недавно, — «цифра», считает Мария Юдкевич. Сочетание офлайн- и онлайн-инструментов находит отражение не только в организации конференции, но и в ее содержании. В этом году существенная часть программы посвящена влиянию «цифры» на структуру, стандарты, содержание высшего образования. Кроме того, каждый год выбирается один фокус, вокруг которого строится конференция, и в 2022 году это студенты, их образовательные результаты и благополучие. В то же время такой выбор условен, так как любая главная тема тесно переплетается со всеми аспектами высшего образования.
«Наша конференция, как и исследования высшего образования, смотрит в будущее. Мы не просто изучаем, как устроен рынок молодых кадров, не просто обсуждаем, как приглашать молодежь и создавать для нее условия в науке, но и самым деятельным образом вовлекаем в это молодых коллег. В зале много молодежи, в том числе аспирантов, для которых в эти дни площадка конференции станет первой возможностью представить собственные исследования. Хотела бы поддержать тех коллег, для которых конференция становится входом в настоящую науку», — сказала Мария Юдкевич.
Конференция продлится до 28 октября. Специальным заключительным мероприятием станет симпозиум — встреча молодых исследователей высшего образования, посвященная памяти Дмитрия Семенова, заведующего Проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, трагически погибшего в 2017 году.
Тематические направления конференции, которые легли в основу панельных дискуссий, сессий и круглых столов на протяжении трех дней: универсальные компетенции как новые образовательные результаты, оценка новых образовательных результатов в университетах, большие данные в управлении высшим образованием, академическая профессия и оценка эффективности научных результатов и другие.