Архитектура, туризм и металлургия Урала: студенты ФГРР ВШЭ вернулись с полевой практики
Каждый год студенты ОП «Городское планирование» факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ, окончившие 2-й курс, отправляются на полевую практику в разные регионы России. Они знакомятся с городами, учатся выявлять в них типичное и уникальное, применять методики сбора первичных данных. В этом июле практика ФГРР проходила в уральских городах.
Студенты посетили множество крупных предприятий и объектов и каждый день вели дневники практики, в которых подробно описывали события и впечатления прошедшего дня. В Екатеринбурге они побывали в Белой башне — ныне не используемой водонапорной башне завода УЗТМ, построенной в 1929–1931 годах по проекту Моисея Рейшера. В Нижнем Тагиле третьекурсники ездили на Демидовский завод, в Сатке — в Карагайский карьер. В День металлурга их пригласил ЕВРАЗ — один из крупнейших в России металлургических комбинатов с полным производственным циклом. Учащиеся ВШЭ выполняли задания и работали даже во время переездов между точками маршрута, наблюдая, как меняется природный и городской ландшафт.
Алсу Фатехова, тьютор, преподаватель ФГРР ВШЭ
«В этом году у нас получилась содержательная и яркая программа. Помимо полевых исследований-задач, мы со студентами посетили ряд производств, провели серию экспертных встреч. Общались как с низовыми активистами, например архгруппой “Подельники” и Агентством развития Сысерти, так и с региональными администрациями — для нашей группы это были встречи с центрами развития туризма Свердловской области и Нижнего Тагила.
Вдобавок к основным ежедневным заданиям мы затеяли исследование внутри трех направлений — архитектурно-планировочного кода городов и городского здоровья, туристического потенциала и образа Урала. Массив собранных данных воодушевляет — только в рамках одного направления удалось собрать более 100 ментальных карт.
Кажется, формат и маршрут в высшей степени помогли понять специфику Урала — его горнозаводскую цивилизацию, индустриальное наследие, узнать и увидеть принципы, сложности развития различных территорий из первых уст. Структура практики построена таким образом, что у ребят есть возможность провести собственные мини-исследования под кураторством преподавателей НИУ ВШЭ. Одни раскрывают подходы к ревалоризации индустриального наследия — музея-завода Нижнего Тагила и Сысерти, другие анализируют рабочие поселки Екатеринбурга, Перми, третьи изучают стрит-арт и партизанские движения. Практика стала первым опытом насыщенной полевой работы, и все участники проявили недюжинный энтузиазм и мотивацию, погружались в инициативы, выдвигали идеи, искали и договаривались с информантами самостоятельно. Одним словом, большие молодцы!»
Никита Косолапов, тьютор, преподаватель ФГРР ВШЭ
«Полевая практика — обязательная часть нашей бакалаврской программы. Ее цель в том, чтобы студенты научились собирать данные в поле и затем использовать их для решения аналитических задач. В реальных проектах им предстоит регулярно сталкиваться с задачами сбора и обработки полевых данных, с постановкой задач на сбор данных, поэтому это важный комплекс навыков для городского планировщика.
За эти две недели нам удалось поработать с разными сюжетами. Так, например, в Сатке (Челябинская область) студенты в первый день изучали закрытые территории города — гаражные кооперативы, складские и производственные территории и их окружение. На второй день мы сосредоточились на анализе центральных территорий города, их функциональной насыщенности и разнообразии использования. По итогам нам удалось в первом приближении увидеть пространственную структуру города и ее особенности. Их понимание позволяет сделать первичные выводы о проблемах, с которыми город сталкивается в развитии застроенных территорий, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры».
Евгения Тиджиева, тьютор
«С точки зрения социологического и социокультурного направления моей главной задачей как тьютора было показать студентам, как смотреть на окружающую среду с исследовательской позиции, интерпретировать увиденное и замеченное, а также трансформировать собранные данные в конкретные практические решения. В этом году мы работали с двумя акцентными темами: промышленной идентичностью региона и потенциалом для развития туризма, которые проходили красной нитью через все задания практики. Студенты оттачивали навык наблюдения и учились обращать внимание на социальные процессы, анализировать социальные взаимодействия, замечать звуки и визуальные особенности города. Также ребята попробовали разные методы, используемые при исследовании города и горожанина: провели эксперимент, попробовали метод глубинных интервью и формат go-along, собрали экспресс-интервью, нарисовали с горожанами ментальные карты, а также провели воркшопы по составлению эмоциональных карт городов и маршрутов поездки.
Наша группа отличилась тем, что смогла глубинными интервью охватить большое количество экспертов по развитию туризма и краеведов, познакомиться с челябинской командой “Том Сойер Феста” (фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров и спонсоров, уделяющий особое внимание деревянным домам. — Ред.) и поработать в нескольких городах агломерации “Горный Урал”».
Варвара Зотова, тьютор
«Поездка стала для меня первым опытом выездной практики в качестве тьютора. Мне понравилось все! Экспедиция дает студентам возможность взаимодействовать, учиться строить общение. Это важно, ведь работа в градостроительной сфере сопряжена с командировками, с частой сменой команды под проект. Нужно находить общий язык с коллегами за короткий срок, уметь получать информацию различными способами, а ограниченное количество времени в каждом из городов учит расставлять приоритеты и искать work-life balance.
Мне было интересно наблюдать за тем, как студенты справляются с неизбежно возникающими при такой поездке трудностями, — они большие молодцы. Несмотря на цейтнот, успевали собирать данные, делать задания.
Маршрут оказался удачным: Пермь — Кунгур — Первоуральск — Екатеринбург. Из одного города-миллионника в другой через малые и средние города — идеально, чтобы увидеть абсолютно разные миллионники и задаться вопросом о природе различий».
Мария Макарова, 3-й курс ФГРР
«Эти две недели практики стали самым ярким временем за два года студенчества! Поначалу было тяжело привыкнуть к ритму, графику, условиям и друг к другу. Потом все втянулись, начали смотреть на города уже не просто как туристы, а как специалисты узкого профиля. В Перми мы выявляли особенности разнообразия и неоднородности городского пространства, рассматривали сложившуюся на территории города систему объектов и явлений и их взаимосвязей, а также факторов, влияющих на их развитие. Мы исследовали центр и периферию, брали у местных жителей интервью, ментальные карты и проводили ряд экспериментов и подсчетов. В малых городах (Кунгур, Первоуральск, Красноуфимск, Полевской, Сысерть) мы изучали туристский потенциал: культурную составляющую города (музеи, выставки, история города, архитектурный облик, точки притяжения), социально-экономическую инфраструктуру (кафе, рестораны, гостиницы). Завершали практику в Екатеринбурге, изучая основные улицы, пролегающие сквозь весь город от периферии к центру. Каждый город прекрасен по-своему, но особое место в нашем сердце заняла Сысерть. Бажовские места, новая современная набережная, ротация некогда промышленной зоны — в этот небольшой город хочется возвращаться».
Виктория Серянина, 3-й курс ФГРР
«Мое личное впечатление от практики — контраст городов, которые мы как будущие урбанисты успели посетить, и отношение к нам местных жителей. Поразило то, как горожане держатся за свое жилище и преобразуют по современным стандартам, многие из опрашиваемых любят местное пространство. В поездке приходилось выходить из зоны комфорта, жить не так, как привык в Москве. Но знания, полученные на этой практике, крайне необходимы для дальнейшей работы в профессии».
Мария Карнюшина, 3-й курс ФГРР
«Раньше я никогда не была на Урале и рада, что полевая практика проходила именно там. Что мне больше всего запомнилось и понравилось — это дух индустриального прошлого и настоящего Урала, который присутствовал везде. На предприятии компании ЕВРАЗ нам рассказали о цикле сталелитейного производства. Как бывшее промышленное предприятие может стать новым креативным кластером, мы узнали в Сысерти. Посмотрели этнографическую архитектуру в Хохловке, изучили влияние закрытых территорий на городское пространство в Кушве, Краснотурьинске и Верхней Туре. Благодаря практике мы прокачали свои полевые и исследовательские навыки: теперь взять несколько интервью и ментальных карт, провести социальные опросы и все это за один день — не проблема!»
Анастасия Елисеева, 3-й курс ФГРР
«Большая часть заданий была отведена дифференциации городского пространства . На мой взгляд, эта методика весьма неоднозначная, потому что данные городов приходится подбивать под установленные стандарты. Так, мы не схватываем уникальную ткань каждого города, стараясь найти в них лишь единые черты. Другая часть заданий оказалась связана с анализом инфраструктуры и пешеходных потоков улицы. А третий блок заданий был основан на социологических методах. Например, в Кунгуре мы анализировали туристский потенциал города, получилось увлекательно. Задания включали в себя ментальное картографирование, а значит, общение с местными жителями в больших объемах. Это тяжело физически и эмоционально, однако весьма занятно.
Нашей группе очень повезло с тьюторами. Общение было уважительным и горизонтальным. Нам хватило времени и на сбор материала для индивидуальных эссе. На нас как на исследователях лежала вся ответственность за то, как и какие данные мы соберем. Тема моей команды связана с изучением культурной политики региона, поэтому мы много общались с представителями этой области в разных городах Урала. Здесь по яркости и широте культуры из всех городов выделяется Екатеринбург. Он живой, большой, в нем ощущается драйв. Пермь тоже удивляет культурными открытиями, но там кажется, что больше инициативы исходит сверху, а низовую культуру найти достаточно сложно. Самое яркое впечатление — это, конечно, посещение Первоуральского новотрубного завода. Нас провели по нескольким цехам. В первом, горячем цеху мы оказались в момент выпуска стали, когда температура поднимается до 68 градусов, — это потрясает. Не менее важным опытом стала встреча с Андреем Головиным, руководителем проекта по созданию мастер-плана Перми. Он рассказал нам о процессе работы над проектом и ключевых ценностях мастер-плана, ответил на наши вопросы в области городского развития».
Вам также может быть интересно:
Как трансформируется система волжских городов, узнали на полевой практике географы Вышки
Студенты 2-го курса образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» НИУ ВШЭ за 20 дней преодолели 4000 км по классическому меридиональному маршруту. Они заглянули за край мира и увидели слонов и черепаху, доехали до города Чердынь на севере Пермского края, за которым тайга и белые медведи, а дальше двигались на юг в Волжскую дельту к лотосам и дыханию Персии. Между этими двумя экстремумами они исследовали ключевой объект русской жизни в целом — Волгу и волжское древо.